Пятница, 30 сентября 2022

8

Санкт-Петербург

Платить за проезд не надо: петербуржцам разрешили «не кормить кондукторов» из-за сломанных валидаторов

Горожане часто бывают в ситуациях, когда из-за неработающих валидаторов приходится переводить деньги кондукторам онлайн. При этом средства уходят на личную карту сотрудника общественного транспорта. Чаще всего этот формат предлагается, когда у пассажира нет с собой подорожника и наличных, чтобы оплатить поездку стандартными способами, без банковского валидатора. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали у экспертов, законно ли «кормить контролеров» и как следует себя вести при данном предложении.

Способы оплаты проезда в наземном общественном транспорте

Во всех городских автобусах, которые обслуживает «Пассажиравтотранс», есть возможность оплатить поездку электронными проездными билетами. В 95 процентах автобусов есть дополнительная услуга — оплата банковской картой, рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова.

«Поскольку наземный транспорт оборудован банковскими терминалами не в полном объеме, при их отсутствии  пассажиру необходимо  осуществить оплату проезда альтернативными способами: разовый билет, проездной. Возможность перевода денежных средств кондуктору в перечень этих способов не входит», — уточнили в «Пассажиравтотрансе».

Кроме того, предприятие контролирует, как хорошо их сотрудники справляются со своими обязанностями. В том числе контролируют и финансовую дисциплину своих кондукторов.

Если же автоматизированная система контроля оплаты проезда не работает, достаточно предъявить электронный проездной, подчеркнули в «Пассажиравтотрансе».

Но все равно остается вопрос: что делать, если пассажир не пользуется проездным, а всегда оплачивает обычной пластиковой картой?

Как происходит оплата проезда

Зайдя в транспортное средство, пассажир обязан оплатить проезд несколькими способами: различными электронными проездными, к которым также относится подорожник, банковской картой, с помощью ручного терминала или наличными кондуктору. В пресс-службе СПб ГУП «Горэлектротранс» также отметили, что личные переводы не относятся к списку возможных способов оплаты.

«Взаиморасчеты с участием кондуктора совершаются путем приёма наличных денежных средств или электронных платежей посредством ручных терминалов оплаты проезда. По окончании смены кондуктор обязан сдать в парке выручку в строгом соответствии с количеством проданных билетов. Корректность работы линейных бригад регулярно и систематически проверяют контрольные службы предприятия», — заявили в «Горэлектротрансе».

О любых нестандартных ситуациях в транспорте пассажиров просят сообщать напрямую на предприятие через форму обратной связи на сайте или по телефону горячей линии.

Проблема неработающей техники — не проблема пассажиров

Пассажир вправе требовать бесплатную поездку, если в общественном транспорте не работает терминал, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ представитель АО «Третий парк» Денис Данилов.

Далеко не все сейчас носят с собой наличные, которыми можно было бы воспользоваться. А потому, если с собой нет подорожника и наличных, а банковскую карту и единую карту петербуржца в транспорте по техническим причинам принять не могут, то, по словам эксперта, пассажир может проехать и бесплатно, и без угрызений совести.

«Это незаконно, в таких случаях пассажиру нужно обращаться на горячую линию предприятия. На сайте есть все необходимые телефоны. Если водитель при наличии бесконтактной платежной карты отказывается принимать оплату, ссылаясь на то, что не работает валидатор или по другой причине, пассажир вправе требовать бесплатную поездку. Проблема неработающей техники — это не проблема пассажиров, а предприятия. Обязанность водителя проверять перед рейсом исправность платежных устройств», — объяснил Данилов.

Чтобы доказать свою правоту в этом вопросе, пассажир может сослаться на документ по обращению с проездными билетами. Это правило пользования городским и пассажирским транспортом от комитета по транспорту, уточнил эксперт.

Еще один способ

В пресс-службе городского комитета по транспорту также отметили, что если в наземном пассажирском общественном транспорте не принимают банковскую карту, то пассажиру надо заплатить наличкой. Однако если у пассажира есть подорожник, но приложить его некуда, то карточку можно просто показать контролеру.

«В случае если в транспорте не принимают электронную карту "Подорожник", например, при неисправности валидатора, то пассажиру следует предъявить карту "Подорожник" водителю или кондуктору и ехать по маршруту бесплатно. Такое правило закреплено в Порядке обращения проездных билетов, утвержденном Распоряжением Комитета № 31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения», — отметили в комитете.

Эксперт Данилов отметил, что в петербургских автобусах расклеены объявления с номером автобуса и QR кодом, по которому можно перейти на страницу с формой для жалобы, если водитель отказывается принимать оплату с бесконтактной карты.

«Водитель имеет право попросить альтернативную форму оплаты — наличными, но не переводом на карту. Когда люди начнут понимать на что они имеют право и пользоваться этим, таких случаев, когда водитель говорит, что "у меня неисправен валидатор", станет намного меньше», — уверен специалист.

Совсем скоро горожане смогут ездить бесплатно не только при технической неисправности транспорта, а благодаря особому статусу. НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что в Петербурге в период Евро-2020 проезд для болельщиков сделают бесплатным. Во время футбольных матчей транспорт до спортивных объектов для болельщиков чемпионата Европы сделают бесплатным при наличии Fan-ID и билета на матч. Волонтеры с картой аккредитации также смогут не платить на всех городских и пригородных маршрутах.