00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Шнуров клал асфальт, а я водила трактор»: что поклонники фигурного катания не знали о Елене Бережной

16.04.2021 10:43 1197
Фигуристка Елена Бережная в преддверии двух своих ледовых спектаклей в Петербурге рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о самой постановке, сотрудничестве со знаменитым тренером Тамарой Москвиной и малоизвестных фактах своей биографии.

«Шнуров клал асфальт, а я водила трактор»: что поклонники фигурного катания не знали о Елене Бережной

17 и 18 апреля в спортивном комплексе «Юбилейный» состоятся два спектакля «12 месяцев». Их представит Санкт-Петербургский детский ледовый театр под руководством Елены Бережной. Перед мероприятием НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с известной в прошлом фигуристкой.

— Совсем скоро в спортивном комплексе «Юбилейный» ваш театр покажет спектакль «12 месяцев». Расскажите пожалуйста, что увидят зрители?

— Всеми любимую сказку Самуила Маршака о девочке Машеньке, ее друге Апреле, капризной Принцессе и о чудесах, на которые способны дружба и доброта. Это по содержанию. По форме «12 месяцев» — это уже традиционный для Ледового театра синтез фигурного катания, циркового искусства, музыкального театра с современными аудиовизуальными технологиями. Трехмерные декорации и ледовые проекции полностью преображают арену — меняются времена года, зрители переносятся то в зимний лес, то во дворец, то на весеннюю поляну с подснежниками, то на городскую площадь. Когда 12 месяцев ссорятся между собой, начинается настоящая буря! А что касается состава, в постановке задействованы артисты Детского ледового театра, цирковые артисты, воздушные акробаты, танцевальный ансамбль, юные фигуристы и танцоры, и специально приглашенные звезды фигурного катания — чемпионы мира Мария Петрова и Алексей Тихонов, которые исполнят роли Машеньки и Апреля. Ну и моя роль — это Принцесса.

— Сколько времени занял процесс подготовки спектакля «12 месяцев» (от идеи до готового показа в СК «Юбилейный»)?

— Этот уже не новый спектакль, мы его показывали пять лет назад с большим успехом, долго хотели восстановить это замечательное представление, и, наконец, собрались. Репетировали с новым составом артистов, декорации тоже необходимо было подновить. Подготовка заняла несколько месяцев. Мы решили, что раз Апрель — один из главных героев сказки, и подснежники зацветают в апреле, то мы и покажем спектакль в апреле.

«Шнуров клал асфальт, а я водила трактор»: что поклонники фигурного катания не знали о Елене Бережной

— В чем изюминка ледового спектакля «12 месяцев»? Возможно, спецэффекты, музыкальное сопровождение, сочетание балета и фигурного катания, как у некоторых коллег… Интересен личный взгляд организатора.

— Все верно, и спецэффекты, 3D-мэппинг, который проецируется прямо на лед, и элементы акробатики и балета, и музыкальное оформление, где используется много народных игровых мотивов — «Гори-гори ясно», «Катись, катись, колечко», что создает такую прекрасную атмосферу веселой праздничной суматохи, радостного оживления. Вся музыка абсолютно оригинальна, специально написана для спектакля. Но на мой взгляд, главная изюминка «12 месяцев» — это юмор. Это очень смешной и остроумный спектакль. 

— Как и когда вы пришли к идее создать свой театр и спектакли?

— Мне не пришлось ничего создавать, Санкт-Петербургский государственный детский ледовый театр существует уже 30 лет. В 1994 году он стал государственным театром, а в 2012 году, то есть почти 10 лет назад, мне предложили стать его художественным руководителем, на что я с радостью согласилась и не перестаю радоваться этому и по сей день.

— Расскажите о вашем коллективе, учениках. Как вы подбираете их на роли?

— Ученики и коллектив — это разные понятия. Ученики — это дети от четырех до 13-ти лет, которые делают свои шаги в спорте, в фигурном катании, и которые иногда могут участвовать в наших постановках, когда там по сюжету есть дети и нужны именно дети. А коллектив — это спортсмены, уже покинувшие спорт по тем или иным причинам и нашедшие себя в ледовом театре. Это профессиональные ледовые артисты, в прошлом профессиональные спортсмены. Они работают в театре и получают зарплату.  То есть никто в процессе спектаклей не обучается, театр — это не какая-то любительская или учебная площадка. Это профессиональный театр, единственный в своем роде, который готовит и показывает публике профессиональные и качественные представления. На звездные роли мы приглашаем настоящих звезд фигурного катания. Подбором артистов на роли занимаемся мы с балетмейстером Александром Гришиным. Хотя в принципе у нас сложившийся коллектив, возможности и сильные стороны каждого артиста нам хорошо известны, и нам не надо гадать, кто может катать роль богатыря, а кто будет маленьким шустрым скоморохом и прыгать сальто.   

— Расскажите о Ваших любимых ролях в спектаклях Детского ледового театра?

— У меня много ролей, одна из любимых — как раз Принцесса в «12-ти месяцах». Не только потому, что ей по сюжету 15 лет, но и потому что сама роль хорошая, неоднозначная, хороший интересный текст, где есть юмор и даже маленький сарказм. Есть еще одна принцесса — Эльза из «Ледяного сердца», тоже люблю эту роль, но она не такая разноплановая. Ну и как же можно забыть о Снежной королеве? Тоже неоднозначная и очень интересная роль, хотя и в другом формате — киноспектакля. Но может быть, придет время, когда мы покажем нашу «Снежную королеву» публике вживую…

— Какие у вас планы по следующим спектаклям? Как часто вы планируете их показывать, если пандемия скоро закончится и жизнь вернется в нормальное русло?

— В ноябре мы надеемся наконец показать «Аладдин и повелитель огня» — из-за пандемии премьера переносилась уже несколько раз. А вообще мы государственный театр, у нас есть четко определенный и утвержденный репертуар и план, согласно которому мы работаем.

— Когда вы завершили спортивную карьеру, легко ли дался переход к новой деятельности? Возможно, катаясь в шоу, вы скучали по атмосфере соревнований?

— Переход был достаточно мягкий — через «Ледовую симфонию» Ильи Авербуха, когда мы катались и выступали по всей стране. Потом начались «Ледниковые периоды», когда скучать тоже было некогда, потом — Ледовый театр… Нет, у меня не было и нет никакого чувства невостребованности, наоборот, огромное поле для деятельности и очень большая загрузка. По соревнованиям не скучаю совершенно, дети выступают и мне этого достаточно.

 — Как, на ваш взгляд, стоит развивать и усложнять парное катание, кроме невыгодных сейчас четверных выбросов и подкрутов? Возможно ли появление новых элементов?

— Если кто-то придумает что-нибудь новое, то будет большим молодцом! Всегда тренеры и педагоги, и сами спортсмены ищут какие-то новые идеи и новые подходы, но это не так просто. А четверные выбросы и подкрутки — это очень неблагодарная работа. Они требуют огромного труда и сил, и при этом очень травмоопасны. 

«Шнуров клал асфальт, а я водила трактор»: что поклонники фигурного катания не знали о Елене Бережной

— Посещаете ли вы тренировки своего любимого тренера Тамары Москвиной? Возможно, помогаете ей в работе с нынешними учениками и поддерживаете психологически?

— Я работаю вместе с Тамарой Николаевной, работаю с юниорами. Поэтому, конечно, и помогаю, и участвую и поддерживаю — делаю все, что могу. 

— Тамара Москвина часто рассказывает, что прививает всем своим ученикам любовь к балету. Остался ли у вас интерес к этому искусству? Какие балетные спектакли особенно впечатлили в последние годы?

— Для фигуристов балетный класс обязателен два раза в неделю, без этого никуда. Фигурное катание требует балетного артистизма. К сожалению, моя огромная нагрузка сейчас не оставляет времени на то, чтобы наслаждаться премьерами — ни балетом, ни оперой, ни драматическим театром.

— Какие вы знаете места в Санкт-Петербурге, связанные с историей фигурного катания? Такие, например, как Юсуповский сад, где проходил первый чемпионат мира?

— Знаю про церковь на Васильевском острове, где когда-то был каток, и дети-фигуристы там «подкатывались». Тамара Николаевна тоже когда-то там каталась.   

— Есть ли любопытный факт о вас, который вы нигде ранее не озвучивали?

— После стольких интервью найти не озвученный ранее факт довольно сложно, но извольте — когда-то я участвовала в съемках одной передачи, где разные публичные люди должны были попробовать себя в совсем непривычном амплуа. Шнуров, например, клал асфальт. А меня отправили на страусиную ферму в Ленобласти, где я водила трактор, кормила страусов и коров, и даже доила корову. К сожалению, эта программа так и не вышла в эфир…  

«Шнуров клал асфальт, а я водила трактор»: что поклонники фигурного катания не знали о Елене Бережной

12 апреля НЕВСКИЕ НОВОСТИ написали, что в Петербург после долгого перерыва, связанного с ограничениями из-за пандемии коронавируса, возвращаются ледовые шоу. 17 и 18 апреля Санкт-Петербургский детский ледовый театр Елены Бережной представит спектакль на льду «12 месяцев» в постановке Ильи Авербуха. Выступления пройдут в спортивном комплексе «Юбилейный». 17 апреля шоу начнется в 15:00, а 18 апреля — в 12:00.

Материалы по теме: