00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Готовый кейс от Калининского: нестандартный кадровый ход помог найти места в детсадах и школах

22.04.2021 18:08 530
Петербургские власти ищут ответ на вопрос: как обеспечить юных жителей местами в детсадах и школах. И не просто местами, а местами в шаговой доступности. Районные администрации говорят о «человеческом факторе» и приводят успешные кейсы договоренностей с застройщиками жилых кварталов. Правительство города устами вице-губернатора Ирины Потехиной — о «перезагрузке» системы образования. Подоспели и поправки в градостроительный кодекс, внесенные федеральным законом № 494. НЕВСКИЕ НОВОСТИ разобрались в вопросе.

Готовый кейс от Калининского: нестандартный кадровый ход помог найти места в детсадах и школах

Нехватка мест в детских садах и школах — «больной» вопрос для города. Информационная волна, смакующая проблему, традиционно поднимается со стартом записи юных петербуржцев в первые классы. Родители первоклашек и дошколят делятся выпавшими на их долю испытаниями. Приводят шокирующие факты. Например, о том, как жители Шушар тратят на дорогу до детсада и обратно по пять часов в день. Каждый год мы слышим от чиновников разных уровней обещания сдвинуть ситуацию с места, однако кардинальных изменений пока не наблюдается. И только в одном районе Петербурга проблему минимизировали с помощью всего одного-единственного эффективного решения. В чем секрет и чему можно поучиться у районной администрации, НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказала первый замглавы Калининского района Татьяна Морозкова.

Стройки без «социалки» больше не будет, но надо сократить отставание

Недавно вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина сообщила, что темпы строительства социальных объектов, в первую очередь школ и детсадов, теперь будут согласованы с темпами строительства жилья.

С января 2021 года понятие комплексного развития территории закреплено законодательно. 494-й ФЗ внес изменения в градостроительный кодекс города. Так что сдавать огромные густозаселенные многоэтажки без школ, детских садов, поликлиник, дорог и скверов у застройщиков больше не получится. Вместо точечных сносов аварийного жилья и точечной же застройки «свечками» город взял курс на застройку микрорайонов с уже готовой социальной инфраструктурой. 

Помимо этого власти города планируют увеличить вместимость школ и детских садов. Изменения коснутся социальных учреждений в десяти районах города. Строителям разрешили возводить здания большей площади и заполняемости, чем это предусмотрено проектом. Об этом недавно сообщила пресс-служба администрации Петербурга. Вместимость школ увеличат на 200 мест, детских садов — на 50 мест. Является ли сверхзаполняемость учебных классов и групп решением проблемы, пусть и временным, время же и покажет.

Ирина Потехина, рассуждая о проблеме нехватки мест в школах и детсадах, не раз высказывалась, что решить проблему можно только с помощью целого комплекса мер. В том числе непопулярных у родителей, запрашивающих школы в шаговой доступности.

«Есть дисбаланс по заполнению школ в новых районах и в центре города. В центре есть школы, заполненные на 30–40 %. Это произошло потому, что город расселил коммуналки, и люди разъехались,в разговоре с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ призналась вице-губернатор Разрабатывается программа перезагрузки школ в историческом центре. Нам нужны специализированные школы — инженерная, химико-фармацевтическая, креативных индустрий и другие, куда будут ездить дети со всего города. Когда мы говорим о перезагрузке, мы говорим не про стены, мы говорим про то, что должно измениться в содержании школы. Но совершенно точно, что школы должны быть заполнены на 100 %, и не обязательно детьми из того же района. Дети должны приезжать со всего города, но взрослые дети, которые могут передвигаться сами. Речь о 7–8-х классах».

Здесь должен быть заголовок

Для нового проектирования введен новый норматив: школа должна быть в 500 метрах от дома. До 2014 года выделялось 35 мест в детском саду на тысячу человек населения, а сейчас 62. 120 мест на ту же тысячу человек должно быть предусмотрено в школе. До 2014 года власти ориентировались на 55 мест для школьников.

Кадровый креатив: места в детсадах и школах зависят от «человеческого фактора»

На фоне принимаемых городом мер по преодолению дефицита мест НЕВСКИЕ НОВОСТИ нашли тот район Петербурга, в котором говорят не о нехватке, а об оптимизации распределения детей по школам и детсадам. Вопреки ожиданию, это тот район, который принято относить к спальным. По крайней мере его существенную часть. Речь о Калининском районе Петербурга.

  • На его территории проживают 529 187 человек без учета мигрантов.
  • Площадь района — 40 гектаров.
  • Протяженность территории в направлении с севера на юг — свыше 10 километров.
  • На сегодняшний день в Калининском районе 47 тыс. школьников и 28 тыс. дошколят.

Первое, что бросается в глаза, — нестандартное кадровое решение. Курирует вопросы образования в районе заместитель главы Татьяна Морозкова. До своего нынешнего назначения Татьяна Александровна работала начальником отдела по строительству той же администрации. Сейчас отрасль строительства также осталась за ней. Оценили? Обычно сфера образования попадает под кураторство зама по социальным вопросам, объединяющим районное образование, здравоохранение, социальную политику, реже – культурную сферу, спорт и молодежную политику. А строительство, наоборот, стараются отдать в «одни руки» с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством. За восемь лет работы Морозковой начальником отдела строительства застройщики возвели в Калининском районе три школы и семь детсадов. Все это — инвестиционные объекты.

Здесь должен быть заголовок

Районная система образования пополняется школами и детскими садами, полученными городом в результате выкупа, безвозмездной передачи зданий, строительства на городских участках за бюджетный счет, а также выгодной мены земельных участков на возведение учебного заведения от стройкомпаний. Татьяна Морозкова называет вопрос преодоления дефицита мест «творческим». 

«Надо всегда находить взаимовыгодные варианты, вести диалог с застройщиками и работать системно. Давно пора окончательно забыть терминологию из 90-х. Что значит „мы вас нагнули“?» говорит замглавы Калининского района.

Однако сама про себя отмечает, что готова в некоторых вопросах стоять на своем до победного конца, не боится пойти на «рабочий конфликт» с застройщиком, жестких переговоров и пользуется поддержкой своего непосредственного руководителя.

«Мы не согласуем ни один документ без выполненных обещаний по садам и школам. Кто-то закроет глаза, а я не закрываю. Мне кажется, это личная жизненная позиция — заинтересован ли ты, чтобы у тебя в районе было более-менее хорошо, или нет. Я из тех, кто на каждом углу будет кричать, что району надо, району не хватает, пока меня не услышат»,говорит Татьяна Морозкова.

По словам Татьяны Александровны, все дети района ходят в детсады и школы, дефицита мест как такового нет, но есть школы, где учатся по 42 человека в классе. Для выравнивания ситуации не хватает двух школ (одной на севере, другой на юге) и трех-четырех полноценных детских сада на 220 мест с бассейнами в южной части района (от улицы Блюхера и ниже). Таков необходимый минимум. Он же — ближайшая цель.

«В 2012 году, когда я только пришла в район, активно застраивался огромный квартал — Кушелевка и Блюхера. При проведении публичных слушаний у нас были замечания к застройщику, которые тот не мог манкировать. В итоге услышал аргументы администрации и заключил соглашение с городом на строительство двух садов и двух школ. Это была моя первая маленькая победа, которая вдохновила на дальнейшее»,вспомнила замглавы администрации.

Но застройщики часто хитрят. Строят первую очередь, сдают ее, а потом перепродают участок под застройку, где по проекту должна быть школа или детсад. И уже с новым партнером приходится начинать согласование проекта по новой. Таким образом, первые два-три дома оказываются заселены, туда въезжают молодые семьи с детьми, а садика или школы как не было, так и нет.

«Я такого не припоминаю в Калининском районе,говорит Татьяна Морозкова.Мы заключаем соглашения с теми компаниями, которые себе не позволяют такой ерундой заниматься. Деловая репутация для них много значит. Если уж договорился на определенных условиях, то выполняй.

Есть „скандальный“ квартал, где за жильем не успевает строительство социальных объектов, но, опять же, переговоры с застройщиком дали результаты, и мы вот-вот ждем начала строительства детского сада. Это земля государственная, и строительство жилья разыгрывалось на торгах — пять участков, пять застройщиков».

От коллег Морозковой по другим районам Петербурга часто приходилось слышать: «Он же собственник земельного участка, что я могу с ним сделать!» От собеседницы НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ такого не услышишь. Что это — человеческий фактор или удачное стечение обстоятельств в пользу Калининского района?

Притом что нагрузку школы и детские сады Калининского района несут, как говорится, за себя и за того парня: за соседний район и несколько населенных пунктов Ленобласти.

«Примерно полгода назад анализировали приток к нам в учебные заведения детей из Красногвардейского района. Около 550 дошкольников и 600 школьников на „пограничных территориях“. Это полноценная школа и два садика, если брать по количественному показателю. И это без учета детей из Мурино и Бугров»,рассказала Татьяна Морозкова.

Кроме того, в Калининском районе есть несколько частных учебных заведений. Их доля в общей системе образования не существенна. И есть детсад РЖД — полноценное отдельно стоящее здание около Финляндского вокзала. Этот сад ежегодно получает государственную субсидию.

Подобный опыт субсидирования частных школ и детских садов широко используется сразу в нескольких субъектах Федерации: в Белгородской области, Якутии и ХМАО. Внедренная система сертификатов позволяет получить место в негосударственном учебном заведении (преимущественно в детском саду) за счет средств бюджета.

«Эта история не для Петербурга,считает Татьяна Морозкова.У нас частные детские сады и школы позиционируют себя как элитарные и задирают ценник от 30 до 40 тыс. рублей на ребенка в месяц. Не по силам для бюджета. И жилье в новостройках в основном покупают в ипотеку, люди не могут себе позволить водить детей в частные детские сады». 

Не решение вопроса и вторая смена в школах. Замглавы Калининского района, как и обещала, готова стоять намертво — никаких вторых смен.

«При учебе во вторую смену времени у ребенка на жизнь не остается: только на домашнее задание утром и учебу до шести-семи вечера. А зимой в пять уже темнеет. Если вы отправляете ребенка на вторую смену, вы должны понимать, что все дополнительное образование ему не доступно: ни музыка, ни спорт, ни языки, ни драмкружок, ни фото. В Калининском районе нет ни одного образовательного учреждения со второй сменой»,говорит она.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что Петербург за четыре года приобретет 49 школ, детских садов и объектов здравоохранения. На эти цели до 2025 года будет потрачено 33 млрд рублей.

Материалы по теме: