00.00 00.00 00.00

Ученые рассказали о мутациях детей «чернобыльцев»

16:30 24.04.2021 1146
Впервые в истории провели исследование генов детей, родители которых подверглись радиации от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ученые рассказали о мутациях детей «чернобыльцев»

Группа ученых из шести государств, включая Россию и Украину, провела первое в истории исследование, в ходе которого раскрыла последствия атомной катастрофы в Чернобыле на последующие поколения свидетелей аварии. Исследователи изучили геномы детей, зачатых «чернобыльцами» уже после трагедии и рожденных в периоде с 1987 по 2002 год. Результаты учений были опубликованы в журнале Science.

Отмечается, что в исследовании приняли участие 130 детей и 105 пар их родителей, которые занимались устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо были эвакуированы из подвергшихся облучению радиацией регионов. Ученые наблюдали за мутациями детей, которых не было у их родителей, — de novo.

В результате стало известно, что у наследников ликвидаторов атомной катастрофы нет дополнительных повреждений ДНК. Новых мутаций у детей «чернобыльцев» найти не удалось, все изменения были подобны тем, которые происходили в общей популяции.

«Наш анализ показал, что если воздействие на ДНК зародышевой линии и имело место, оно было уникально или незначительно. Таким образом, мы не подтвердили трансгенеративный эффект ионизирующего излучения на ДНК зародышевой линии человека», — подытожили специалисты.

По мнению ученых, проведенная работа крайне важна не только для «чернобыльцев» и их потомков. Это исследование было необходимо и для тех, кто переживает насчет вероятности бесплодия после воздействия радиации в результате различных катастроф.

В ночь на 26 апреля 1986 года произошла самая смертоносная ядерная авария за всю историю атомной энергетики и человечества. Взрыв случился в 1:23 в четвертом энергоблоке, который был расположен в 120 километрах от столицы Украины — Киева. За ним последовало красное пламя, а через несколько секунд случился второй взрыв, уже с голубым пламенем. Через несколько минут на место катастрофы прибыли пожарные, которые по незнанию специфики начали заливать все водой. Это лишь усугубило ситуацию. Удалось потушить все к 6:35 того же дня, однако пожар ядра разрушенного реактора продолжался до 10 мая 1986 года.

В момент происшествия погибли два человека. Около 600 человек из числа персонала станции и пожарных получили высокие дозы облучения, 28 из них скончались в течение года.

Сразу после второго взрыва над реактором поднялась «грибное» облако — сегодня известно, что на Земле не осталось места, где выбросы не оставили бы свой след. Радиоактивное облако облетело весь мир, но больше всего поражены были Белоруссия и Украина. Лишь спустя две недели после атомной аварии решено было укрыть разрушенный энергоблок саркофагом. «Укрытие» позволило прекратить выбросы радиоактивных элементов в атмосферу. Летом 2019 года над зданием аварийного энергоблока появилось еще одно защитное сооружение. Новый саркофаг должен обеспечить безопасность на ближайшие 100 лет.

Накануне 35-летия крупнейшей техногенной катастрофы НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с Василием Найдой — ликвидатором и военным врачом, автором нескольких книг о Чернобыле, а также председателем петербургской общественной организации «Союз Чернобыль». Он рассказал о своем разочаровании от вышедшего недавно фильма Данилы Козловского.