00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

03.05.2021 16:51 956
Набережную Макарова на острове Декабристов хотят продлить от моста Бетанкура, соорудив пешеходный мост на Васильевский остров. С инициативой выступил фонд блогеров и урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, как относятся к проекту эксперты и местные жители.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Команда урбанистов и архитекторов из петербургского филиала Фонда «Городские проекты Варламова и Каца» предложила разбить на набережной Макарова парк под названием «Заросли». Сейчас этот участок представляет собой достаточно заброшенную территорию, и городские власти планируют построить там современную автомагистраль. НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили детали проекта и выяснили, что думают по поводу его реализации эксперты и местные жители.

Важная для Васильевского острова точка

Чуть севернее места, где авторы проекта предложили обустроить парк, находится съезд на Васильевский остров с моста Бетанкура. Эту неразводную переправу открыли в мае 2018 года.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Мост Бетанкура фактически соединяет сразу через четыре острова. Он начинается за Мало-Петровским мостом на Петроградском острове, проходя Петровский остров, Серный остров и заканчиваясь на острове Декабристов. При этом съезда на Серный остров переправа не имеет, и попасть на него можно только с набережной Макарова.

До постройки моста Бетанкура ситуация с транспортной доступностью в этом районе была плачевной. Ближайшей переправой был Тучков мост, на котором постоянно собирались пробки. Теперь же автомобильные потоки «рассосались». Более того, проехав по набережной Макарова на северо-запад, водитель сможет попасть на Западный скоростной диаметр (ЗСД). Это платная трасса, однако она существенно уменьшит время попадания на север или юг города.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Превратить пустырь в парк

Сейчас между местом впадения реки Смоленки в Малую Неву и мостом Бетанкура сформировалась странная зона. Чуть южнее она представляет собой песчаный берег с обрывами, деревьями, кустами и большими камнями. Авторы проекта заявили, что стремятся сохранить эту часть в «диком» виде — с рельефом, выходом к воде, и хаотичным разнообразием растений.

Другая часть находится чуть севернее, ближе к мосту Бетанкура. Она напоминает индустриальный пустырь. Здесь можно наткнуться на бетонные плиты и остатки пирса.

«Городские проекты» предложили сделать легкий пешеходный мост через Смоленку в створе 4-й и 5-й линий Васильевского острова, у места впадения в Малую Неву. Переправа свяжет пешеходный маршрут вдоль берега и откроет сквозной проход через парк между Васильевским островом и островом Декабристов. Помимо этого, она даст прямой доступ к зеленой набережной со стороны станции метро «Спортивная». Авторы концепции уточнили, что сегодня подойти к «Зарослям» можно только с шумной автомобильной развязки у моста Бетанкура.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Смольный хочет автомагистраль

Однако на развитие этой территории давно существует и альтернативная точка зрения. Городские власти планируют построить здесь автомагистраль, чтобы еще больше разгрузить данный участок.

По словам авторов проекта «Заросли», они обратились за помощью в бюро транспортного планирования. Те провели экспертизу и выяснили, что строительство дороги не даст положительного эффекта, а наоборот, сделает ситуацию еще хуже.

Урбанисты создали в интернете петицию в поддержку их проекта, которую может поддержать любой желающий. Все подписи они обещают отнести городским властям, причем по отдельности, чтобы каждый подписавшийся петербуржец получил персональный ответ.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились за комментарием к одному из авторов проекта — члену «Городских проектов» в Петербурге Илье Кулешову. Однако тот отказался говорить о «Зарослях», посоветовав корреспонденту искать информацию на их сайте.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Эксперт по транспорту выступил за парк

Проект «Заросли» поддержали специалисты. По мнению эксперта в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаила Бурцева, здесь существует две основных проблемы Петербурга — дороги и места для отдыха граждан.

«Если говорить про Васильевский остров, то мест, где можно отдохнуть, для граждан становится меньше и меньше. Потребность в парках очень высокая», — пояснил Бурцев.

Он добавил, что в непосредственной близости от возможного парка «Заросли» есть мост Бетанкура и соседняя набережная, и по этой причине дорог там достаточно. Решение о дополнительной транспортной развязке на этом участке спорное, хотя нужно ознакомиться с проектом.

«Парк в данном случае более актуален для этого места.  Дорога, которая там будет, может только ухудшить ситуацию. Там достаточно транспортных развязок, расположенных рядом. Более актуально привести в соответствие движение по близлежащим улицам, чтобы разгрузить транспортные потоки, чем строить еще одну дополнительную дорогу и получить еще одно “бутылочное горлышко”», — уточнил эксперт.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Автомобилисты резко против

Однако далеко не всем нравится идея разбить в этом месте парк. По словам независимого автоэксперта Дмитрия Попова, авторы проекта не правы.

«Честно говоря, мост Бетанкура уже сейчас испытывает очень серьезные затруднения в утренние и вечерние часы пик. Я не знаю, как строительство автомагистрали может усугубить ситуацию. Часть транспорта, которая сейчас стоит в пробках на мосту Бетанкура, просто пробросится дальше до Тучкова моста. Чего в этом плохого?»задался вопросом Попов.

По его словам, желание Варламова и Каца сделать в городе много парков очень похвальное, но пока что надо подходить к вопросу более взвешенно. Улично-дорожная сеть Петербурга сейчас испытывает серьезные затруднения.

«Когда они говорят нам посмотреть, как все устроено в Европе, то забывают, что там плотность улично-дорожной сети (количество и протяженность дорог на километр площади) в два и более раз больше, чем в Петербурге и Москве. У нас и так называемая протяженность рабочей корреспонденции разная. В Европе надо проехать шесть-восемь километров, чтобы оказаться на работе, а у нас — 18-22 километра», — пояснил эксперт.

Он уточнил, что в Петербурге, кроме этого, еще и проблемы с развитием метро. В Москве можно все застраивать парками, потому что стоимость парковки там составляет 380 рублей в час, а сеть метро очень развита.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Эксперт отрицательно отнесся и к идее провести общественные слушания для обсуждения проекта «Заросли».

«Знаете, если сейчас провести общественные слушания на тему “не надо ли сократить рабочую неделю на пару-тройку дней при сохранении заработной платы” или “удлинить отпуск на две недели”, то я могу поспорить, что эти предложения победят. Худшее, что в этом вопросе может быть — это демократический выбор пути развития, слушать надо всегда профессионалов. Я не вижу, чем сильно усугубит транспортную ситуацию продление набережной Макарова», — добавил Попов.

Жительница Василеостровского района, юрист и автовладелец Ирина Баханович согласилась с экспертом.

«Я не поддерживаю этот проект. Наверное, надо не “Зарослями” заниматься, а решать вопросы более насущные. А во-вторых, я считаю, что там нужна дорога», — объяснила свою точку зрения Баханович.

По ее словам, она как автолюбитель может сказать, что новая дорога разгрузит район. У моста Бетанкура действительно постоянно собираются пробки, и продление набережной Макарова поможет в борьбе с ними.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Градозащитники предлагают парк на острове Серном

По мнению координатора движения «Живой город» Дмитрия Литвинова, надо все же строить автомагистраль на набережной Макарова. Транспортная ситуация в этом районе оставляет желать лучшего.

«Если набережную продолжат с выходом на ЗСД, то это наоборот может стать некоторой разгрузкой. Как и большинство горожан, я выступаю за парки, но перед тем, как его разбивать конкретно в данном месте, надо хорошо подумать»,пояснил Литвинов.  

Однако градозащитник предложил альтернативный вариант под парк.

«Если бы в этой части города проводилась более решительная градостроительная политика в отношении застройщиков, от них требовали не препятствовать попаданию людей на набережные Крестовского и Петровского островов, то это было бы нормальным местом, где можно было отдыхать. Под мостом Бетанкура есть тот же самый остров Серный, который сейчас в частных руках, туда не попасть. Можно было каким-то образом выкупить или обменять его, и организовать там небольшую рекреационную зону для рыбаков, например», — уточнил Литвинов.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Примеры отмены решений по застройке уже были

Несмотря на критику экспертного сообщества, проект «Заросли» все же могут реализовать, если его поддержат местные жители. Ситуации, в которых городские власти меняли свои решения в пользу общественного проекта, уже имели место в Петербурге.

По словам члена комитета по урбанистике, градостроительству и архитектуре Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), члена правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олега Манова, самым ярким таким примером оказался перенос строительства башни «Охта-центра» в Лахту.

«Общественность провела различные акции, жители подписали письма, и город был вынужден перенести эту высоченную штуку в Лахту. Во-первых, общество тогда поняло, что может влиять на ситуацию, а во-вторых, часть открыточных видов в итоге не пострадала», — пояснил эксперт.

Парк «Заросли» или дорога: эксперты оценили проект фонда Варламова в Петербурге

Что касается инициативы парка «Заросли», то давно существует исторически сложившееся противостояние между автомобилистами и пешеходами. Как правило, выигрывают первые. Общественность, которая живет рядом с дорогами, не может сплотиться и организованно выступать, отстаивая свою точку зрения.

«Не факт, что этот проект парка удастся реализовать. Тем более, что там заявлен мост — очень дорогое мероприятие. Чтобы сделать мост, нужно провести большую работу по фундаменту, да еще и под водой. Если он будет без опор, то переправа будет представлять собой большепролетную конструкцию, которая еще дороже. Это сложное техническое сооружение с большим количеством инженерных задач», — добавил Манов.

Однако эксперт считает, что даже если удастся реализовать часть проекта (без моста) и отстоять кусочек зеленой зоны, то это будет означать, что местные жители участвовали в организации этого парка, и они будут иметь заинтересованность в том, чтобы парк развивался и был ухоженным.  

В декабре 2020 года под мостом Бетанкура открылся круглосуточный скейт-парк размером с бассейн. НЕВСКИЕ НОВОСТИ тогда писали, как профессиональные спортсмены посетили площадку и оценили ее качество.

Материалы по теме: