00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Петербургские трамваи переживут «Чистое небо», как пережили кризис 50-х

20:22 03.05.2021 1989
В середине прошлого века Петербург решил отказаться от некоторых трамваев, но годы спустя электрические усатые вагоны стали самым востребованным городским транспортом. В наши дни снова поднимается вопрос об упразднении трамваев, но в связи с проектом «Чистое небо». Правда, эксперты уверены, что трамваи переживут и эту моду.
Петербургские трамваи переживут «Чистое небо», как пережили кризис 50-х

Семьдесят один год назад, 3 мая 1950 года, в Петербурге начали реконструкцию Невского проспекта и сняли все трамвайные пути. Однако трамвай не покинул город на Неве, а наоборот, стал главным общественным транспортом. Уже в 1980-х годах трамвайная сеть Петербурга была самой большой в мире и состояла из более 600 километров путей и 67 маршрутов.

Почему в центре города убрали трамвайные линии?

Прогресс не стоял на месте, а потому общественному транспорту пришлось подстраиваться под запросы населения, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев.

«Существенно повышалась автомобилизация, спрос на пространство для личного транспорта превалировал, поэтому трамвайные линии сократили. Трамвайная сеть в центре города сохранилась на 20 %, и это не связанные магистральные маршруты, а отдельные остатки сети. Восстановить эту сеть нереалистично — это очень дорого», — рассказал Атаев.

Эксперт по транспорту, транспортный инженер бюро транспортного планирования OTS Lab Дмитрий Баранов отметил, что в первой половине XX века трамваю пришлось соперничать с метро. Сначала эта битва была проиграна, но позже трамвай взял реванш.

В 40-е годы в Петербурге началось активное строительство метро. Шли годы, подземка развивалась, и в 50-е годы уже считалось, что на фоне метро трамваи теряют актуальность. До этого городские поезда были основным магистральным транспортом, а поезда подземные должны были его заменить. Так убрали трамваи с проспекта Стачек.

«Но, как оказалось, метро — это дорого, сложно, и невозможно строить станции слишком часто. Трамваи на Московском проспекте сейчас играют дополнительную роль к линии метро, чтобы разгружать пассажиропотоки и улучшать доступность, метро и трамваи дополняют друг друга», — объяснил Баранов.

К 80-м годам сильно развилась трамвайная сеть, и с тех пор этот общественный транспорт играет основную роль в городских перевозках. В современных городах понимают, что основным должен быть наземный транспорт. Например, сейчас в Петербурге трамваи необходимы в районах, которые не обеспечены метро. По словам директора «Дорнадзора», действительно большой спрос на этот вид транспорта наблюдается на юго-западе города и на проспекте Просвещения. 

«В центральных районах новых маршрутов ждать не следует. Когда-нибудь, когда город придет к какому-то пониманию и концепции развития, может быть, будут изменения», — отметил директор Атаев.

Проект «Чистое небо»

В городе на Неве еще с 2017 года стартовал проект «Чистое небо» по переносу воздушных проводов и кабелей, используемых разными городскими службами, в подземное пространство. Проект начался в Петроградском районе, сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», и постепенно продолжается по сей день. Из воздушного пространства центральной части города хотят убрать максимальное количество линий оптоволокна, силового кабеля, связи и контактной сети, так как куча проводов искажает облик Петербурга. 

«Убрать в центре города провода однозначно улучшит вид. У нас много лишних проводов, их прокладывали хаотично. Их можно убрать под землю, в основном это провода интернет, кабели — они и портят весь вид», — отметил инженер Баранов.

Работы по освобождению неба от проводов продолжаются и в 2021 году. Принуждать жителей отказываться от проводов не потребуется — большая часть коммуникаций над улицами принадлежит организациям городского электрического транспорта. Для интернет-связи жильцы домов, где будут демонтированы провода, предварительно получат кабельный коллективный доступ к сети.

Ликвидация «усов» троллейбуса

Были и более спорные транспортные проекты. Так, в городе на Неве хотели убрать троллейбусные провода. С этой затеей специалист несогласен, так как, по его мнению, такая программа может привести к ликвидации всей троллейбусной контактной системы, а она очень нужна горожанам, как и система трамваев.

«В центре города контактная сеть троллейбусов важнее, чем на окраинах. Сейчас у нас применяют троллейбусы с автономным ходом, на окраинах они могут ездить без проводов, но в центре лучше, чтобы они заряжались от проводов. В центре маршрута троллейбус заряжать удобнее, концентрация маршрутов больше в центре, поэтому контактная сеть нужна. Если по программе „Чистое небо“ уберут троллейбусную контактную сеть, это сильно ограничит электротранспорт», — отметил эксперт.

В Москве троллейбусы пытаются заменить на электробусы, отметил Баранов, но практика показывает, что это не лучший вариант. Троллейбусы могут заряжаться на ходу, тогда как столичные электробусы вынуждены стоять и заряжаться на станциях, теряя время. Также их силовая установка не позволяет зимой отапливать салоны, для этого используется дизельная печка, что нельзя назвать экологичным видом отопления. Таким образом, петербургский транспорт выигрывает по двум параметрам: подзарядка и отопление.

«Усы» трамвая останутся в «чистом» небе

В будущем Петербург снова может попытаться отказаться от электротранспорта, но определенно не сейчас. «Чистое небо» не предполагает наличие лишних кабелей, которые можно убрать или перенаправить. Линии для «усов» троллейбуса же к ним не относятся — их демонтировать не получится.

«Трамвайную контактную сеть технически невозможно убрать, пока нет таких трамваев, которые ходят без проводов. Поэтому все провода убрать не удастся. Но действительно, есть много проводов, которые не связаны с транспортом, и их стоит убирать», — уточнил Баранов.

К тому же, как отметил директор «Дорнадзора» Петр Атаев, в центре города трамвайные кабели составляют всего лишь доли процента от всех проводов, которые навешаны. 

«Сам проект „Чистое небо“ разумен, вопрос только в стоимости переноса всех проводов и кабелей», — подчеркнул Атаев.

Трамваи нужны, если они функционируют с нормальной скоростью, частотой и на них есть спрос. Пока же в Петербурге развитие трамваев идет в обратной динамике. По мнению специалиста, городским усатым поездам нужно обеспечивать условия проезда, чтобы у них было преимущество. 

Троллейбусы и трамваи, по мнению Атаева, больше подходят для перевозок в центре города. Он отметил, что электрический транспорт имеет большое преимущество перед дизельными автобусами. К тому же еще одно преимущество трамваев в том, что они имеют самую большую провозную способность.

«Сейчас стоит сделать акцент на то, что активнее внедрять электротранспорт: троллейбусы, электробусы и максимально отказываться от автобусов по причине неэкологичности. Проекту „Чистое небо“ никак не помешает то, что будут идти провода троллейбусов на магистральных улицах, это малая доля от проводов связи, электричества», — подчеркнул Петр Атаев.

Ранее об этом же заявил вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин. Он отметил, что в ближайшее время Смольный не сможет отказаться от использования троллейбусов и трамваев, чтобы очистить небо от проводов. Чиновник пояснил, что троллейбусы и трамваи — наиболее выгодные виды транспорта, поэтому говорить об их упразднении рано. Он предположил, что это будет возможно в будущем, сообщает «Форпост Северо-Запад».

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: