00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Граничит с надругательством»: уничтожение граффити в Кронштадте сравнили со сносом памятника

18:57 07.05.2021 348
Спрятанный под слоем краски рисунок нес множество смыслов, в отличие от бездушного баннера, которым перекрыли произведение уличного искусства.

В преддверии Дня Победы в Кронштадте глава местной администрации Наталья Чашина распорядилась безжалостно замазать темной краской уникальное граффити, которое несколько лет украшало забор Оборонэнерго. Патриотический рисунок был написан с блокадной фотографии 1943 года, а место его размещения согласовывали с администрацией района и собственником забора, учреждением министерства обороны.

Но Чашина решила, что изображение давно выцвело, а восстановить его было якобы нельзя — слишком затратно. Правда, обращаться к главе администрации Кронштадтского района Петербурга Олегу Довганюку она даже не стала. Теперь черную стену с проступающим профилем краснофлотца и надписью «наша Победа» перекрывает баннер, посвященный 80-летию Таллинского прорыва.

Резонансное действие Чашиной уже второй день обсуждают как власти района, так и местные жители. И если чиновники возмущены порчей граффити, горожане расходятся во мнениях. Кому-то информационный стенд нравится больше, как раз из-за своей информативности, а кому-то по душе был красивый и яркий рисунок.

Эксперт-искусствовед Мария Ревякина поделилась с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ своим видением ситуации. Она отметила, что не знает, чем руководствовались люди, принявшие такое решение, но назвать его удачным нельзя. Ревякина считает, что это действие можно сравнить со сносом какого-либо исторического памятника.

«Тем более, накануне празднования Дня Победы, такой поступок граничит с надругательством над памятью о "народной и священной войне". Думаю, что в подобных случаях даже не имеет значения, было ли согласовано в свое время нанесение граффити с местными властями — это память о Великой Отечественной войне, о подвиге народа, и главное здесь — отношение к изображению местных жителей, которым оно нравилось. Вполне можно было бы провести опрос среди местного населения и отреставрировать граффити, если оно находилось в плохом состоянии», — заметила эксперт.

Также искусствовед напомнила, что жизнь многих коренных ленинградских и, разумеется, кронштадтских семей неразрывно связана с морем. В качестве примера она привела своего дедушку, который во время войны служил в Балтийском флоте.

«Мне вполне понятно возмущение жителей Кронштадта уничтожением граффити и заменой его на "бездушный" баннер — нечто серийного производства, не вызывающее эмоций», — заявила Ревякина.

По словам эксперта, наличие художественного образа — это то, что отличает художественное произведение, где целью является не слепое копирование реальности или донесение фактологической информации, а изображение, пропущенное сквозь призму времени и восприятие художника, способное вступать в коммуникацию со зрителем. Художники — это «лакмусовая бумажка» общества, они тоньше и острее чувствуют те процессы, которые в нем происходят, ощущают связь времен, считает Мария.

В этом смысле закрашенное граффити — бесценный образец: оно было создано с черно-белой фотографии времен Великой Отечественной войны современными художниками, которые добавили ему цвет, что, по мнению искусствоведа, очень символично. Фигуры моряков по большей части остались темными, отметила эксперт, и лишь лица тронуты солнечными бликами (темный цвет как символ патриотизма и самопожертвования). Фигура ребенка оказалась более солнечной, символизируя, что жизнь будущего поколения будет лучше благодаря тем жертвам и подвигам, которые совершили предыдущие.

«Подвиг Кронштадтцев сложно переоценить, но даже если отвлечься от темы Великой Отечественной войны — это очень символичное и эмоциональное изображение, где присутствует образ моряков-защитников и ребенок. Сейчас много говорят о важности патриотизма, но в такой огромной стране как Россия, думаю, начинать нужно именно с локального патриотизма и здесь искусство стрит-арта, ( от англ. street art  "уличное искусство", — прим. ред.), к которому относятся граффити — яркий пример», — сказала Ревякина.

Именно стрит-арт является «пульсом» города, так как из всех видов искусств оно самое «живое», поскольку очень быстро реагирует на то, что происходит в обществе, и зачастую затрагивает не только глобальные проблемы, но поднимает остросоциальные вопросы, подчеркнула эксперт. Обратила внимание искусствовед на то, что искусство должно существовать и для него нужны специальные площадки.

В Петербурге существует множество дворов, расписанных граффити, например, «двор Нельсона» (ул. Полозова, 6), где создана очень теплая, уютная атмосфера. Настенные рисунки там излучают принципы добрососедства и отсылают к советским временам. Еще один «дворик искусств» находится на улице Жуковского, 6. Там настенные росписи посвящены произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Дойников переулок славится «гвардейским двориком», который погружает зрителей в атмосферу жизни гвардейского полка. Отметила эксперт «улицу Джона Леннона» ( ул. Пушкинская, 10), где прохожих встречает очень жизнеутверждающая надпись: «сочиняй мечты».

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что глава администрации Кронштадта Олег Довганюк пообещал восстановить уничтоженное граффити. Приглашенный художник оценит нанесенный ущерб, отреставрирует или заменит рисунок. Также власти собираются обновить настенный рисунок с подводной лодкой у Дворца молодежи.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: