Религия, коммунизм и Великая Отечественная война: трудный союз победителей

26.05.2015 19:42 583
Санкт-Петербург, 26 мая. Тема победы в Великой Отечественной войне не уходит в тень и по завершению грандиозных торжеств и юбилейных празднований. Вой
600x337_1432658694_hram-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo_carskoe-selo_religiyaСанкт-Петербург, 26 мая. Тема победы в Великой Отечественной войне не уходит в тень и по завершению грандиозных торжеств и юбилейных празднований. Война породила неисчерпаемое количество вопросов. Один из них – роль религии в тот исторический период. Парадоксально, но сегодня представители ведущих конфессий в Петербурге, признавая, что советское время практически под корень уничтожило религию в стране, применительно к войне видят в этом факте не зло, а скорее благо. «До Великой Отечественной войны практически вся религиозная жизнь была разрушена. У нас практически не было раввинов, синагоги во всех городах, кроме Москвы и Петербурга были закрыты. Связующей идеологией был коммунизм. И, может быть, это важно, что люди не делились по национальностям и религии, а воевали плечом к плечу. Перед лицом смерти было не важно, к какой ты принадлежишь конфессии, было важно, какой ты друг, какой ты боец, можешь ли ты защитить товарища. Я думаю, это одна из важных причин, по которым мы победили в ту войну», – рассказал корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ глава Санкт-Петербургской Еврейской религиозной общины Марк Грубарг. При этом, по его словам, религия никуда не исчезла из жизни человека. Несмотря на все старания советской машины уничтожить религию и проявления религиозности в людях, вера передавалась от старшего поколения младшему. «Сталин, бывший в свое время сам учеником семинарии, при всех своих попытках истребить религиозность из душ людей понимал, что это практически невозможно», – сказал Грубарг. Что касается войны, там религия была личным делом – человек перед боем мог помолиться про себя, попросить бога, чтобы выжить, помолиться за своих товарищей, за семью. Факт, что в советское время, до войны, рушились церкви, закрывались синагоги и мечети. Религиозные миссии разгонялись, священников репрессировали. Религиозные убеждения преследовалась с одной стороны и тщательно скрывались с другой. За поход в церковь, особенно не в праздничный день, запросто можно было, например, вылететь из вуза. И это не единственное последствие для советского гражданина, отклонявшегося от линии партии в этом вопросе. Последствия такой политики – тема отдельного обсуждения, но перед лицом войны оказалось, что в этой ситуации есть очевидный плюс. Православный митрополит Сергий, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ магистрант Санкт-Петербургской Православной духовной академии Сергей Шпагин, вопреки критике со стороны православной церкви за пределами государства, несмотря на давление, которой церковь подвергалась в довоенные годы, с началом войны выбрал путь поддержки коммунистов. «Митрополит Сергий до конца жизни занимал позицию, что церковь должна разделить судьбу своего народа», – рассказал Шпагин. «Мусульмане в Советской армии занимали довольно высокий процент. Достаточно сказать, что в ВОВ участвовали все пять союзных республик Центральной Азии (большинство представителей – мусульмане), Кавказ, Поволжье… В братских могилах лежат представители всех национальностей, всех вероисповеданий. Вне зависимости от национальности, вне зависимости от вероисповедания, мы защищали свою многонациональную, многоконфессиональную отчизну», – уверен Хамзат Цокиев, президент Ассоциации национально-культурных общественных объединений Санкт-Петербурга «Лига Наций». В годы ВОВ сражались и умирали за свою землю и русские, и евреи, и татары, и чеченцы, атеисты и набожные люди. В ВОВ было мобилизовано примерно 600 тыс. из двух млн евреев; 300 тыс. них погибло в боях. Это не говоря о тех бессчетных жертвах среди евреев, которые стали следствием реализации фашистской идеологии Гитлера. Православные епархии отдавали последнее на покупку танков. Брестскую крепость, плечом к плечу с русскими и белорусами защищали 400 чеченцев. В деле защиты родины религиозная принадлежность было неважна. Но, как заметил Марк Грубарг, религиозный дух, который безуспешно пыталась искоренить из людей советская система, сыграл огромную роль в формировании личностей тех людей, которые ценой жизни завоевывали своей стране победу.
Новости партнеров: