00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Беспилотные грузовики выезжают на трассы: что ждет профессию дальнобойщика и куда податься водителям

03.06.2021 15:18
На трассе М-11 хотят обустроить полосу для беспилотных грузовиков. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, что она будет из себя представлять и почему пока не повлияет на количество водителей.

Полигон: эксперты оценили запуск коридора для грузовиков-беспилотников на М-11

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) подписали соглашение о сотрудничестве между Минтрансом и первыми участниками пилотного проекта по созданию транспортно-логистического коридора для беспилотного грузового автотранспорта на трассе М-11 «Нева». В пилотном проекте примут участие ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», КАМАЗ, группа компаний «Деловые линии», X5 Retail Group, Globaltruck, концерн «Национальные телематические системы», «Сберавтотех» и ПЭК. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, насколько реальным оказался этот проект.

Проект реален, но техника не имеет бесконечной надежности

По словам независимого автоэксперта Дмитрия Попова, проект вполне реален, однако не надо забывать, что техника не имеет бесконечной надежности.

«Когда мы имеем дело с водителем за рулем, у нас есть конкретный персонаж, на которого мы можем возложить административную, уголовную, гражданскую ответственность. В случае с техникой всегда есть вероятность ее выхода из строя, и в этом случае придется разбираться, кто виноват в том, что беспилотный автомобиль повел себя не так. Кто понесет ответственность? И ближайшим решением этой проблемы является создание раздельных условий движения. В населенном пункте это может быть раздельная уличная дорожная сеть, на которую не попасть другим водителям и пешеходам, а на трассе можно сделать выделенную полосу», — пояснил эксперт.

Полигон: эксперты оценили запуск коридора для грузовиков-беспилотников на М-11

Без водителей не обойтись

Однако Дмитрий Попов пояснил, что без водителей все равно не обойтись. Нужно сделать специальные хабы в начале и конце М-11, которые будут принимать и кучковать эти автомобили. После этого за руль уже будут садиться водители, поскольку в черте города беспилотным автомобилям двигаться пока тяжело. Под термином «хаб» скрывается транспортный узел. 

«В Твери, например, платная трасса М-11 разрывается на две части. Мы съезжаем с нее, и только через шесть километров заезжаем обратно. Вокруг Твери должны быть хабы, которые будут принимать беспилотный грузовик, в который будут садиться люди, перегоняя его на следующий беспилотный участок», — отметил Попов.

Полигон: эксперты оценили запуск коридора для грузовиков-беспилотников на М-11

На рынок труда не повлияет

По мнению экспертов, на рынок труда появление беспилотных автомобилей пока не повлияет.

«Каждый технологический переход, который происходит во времени, поднимает этот вопрос. Когда мы пересаживались с лошадей на машины, поднимался вопрос о том, куда девать конюхов? Сейчас мы тоже находимся в стадии технологического перехода от пилотного транспорта к беспилотному. Но этот переход тоже открывает массу профессий — операторы этих систем, тестировщики, технические специалисты. Поэтому я не вижу никаких сложностей с формированием рынка труда», — пояснила председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева.

С ней согласился Дмитрий Попов. Но с его точки зрения, важную роль сыграет недоверие людей к беспилотному транспорту.

«Предлагаю провести интересный эксперимент. На конечной остановке автобуса какого-нибудь маршрута поставить два автобуса — беспилотный и с водителем из Средней Азии за рулем. И потом изучим статистику, в какой из них сядет больше людей. Убежден, что к водителю из Средней Азии пассажиров сядет больше», — уточнил Попов.

Он добавил, что водитель теперь переквалифицируется в сотрудника хаба, который будет принимать беспилотный автомобиль в городе и пилотировать его там. После этого у дальнобойщика не будет дальних командировок, и работа водителя будет заключаться в том, чтобы доехать в автомобиле до хаба, запрограммировать его на движение по трассе и вернуться обратно за другим грузовиком.

Полигон: эксперты оценили запуск коридора для грузовиков-беспилотников на М-11

Полигон

Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин считает, что трасса М-11 станет своеобразным полигоном для испытания беспилотного транспорта.

«Выделение полосы на трассе — это создание некоторых лабораторных условий. В реальной жизни очень редко встречается такое место, где можно выделить полосу для движения беспилотных автомобилей. По сути это условия, сравнимые с полигоном», — уточнил он.

По словам Минкина, выпускать беспилотные автомобили на дороги общего пользования пока нельзя, должен пройти какой-то срок — лет десять. Нужно протестировать грузовик в условиях выделенной полосы на трассе, и только потом можно говорить о возможном появлении в городе.

Незадолго до этого эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ высказал мнение, что использование грузовиков-беспилотников улучшит ситуацию с ДТП. По его словам, для реализации проекта властям придется менять не только дороги, но и законодательство.

Материалы по теме: