00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

14:14 05.06.2021 384
В интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ на полях ПМЭФ вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов оценил соглашения, подписанные городом и бизнесом, и высказал свое мнение о путях реновации разрушающихся объектов культурного наследия в историческом центре Петербурга.
Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

Вице-губернатор Максим Соколов работает на своем посту с декабря 2019 года, вернувшись в наш город из федерального правительства. Сегодня он отвечает за решение вопросов инвестиционной политики, транспорта и туризма в Санкт-Петербурге. В блоке вице-губернатора Соколова ключевые органы исполнительной власти города, отвечающие за развитие, качество жизни и создание новых рабочих мест. Он координирует работу комитета по развитию транспортной инфраструктуры, по развитию туризма, комитета по транспорту, по инвестициям, по промышленной политике, инновациям и торговле.

Практически все ключевые соглашения, подписанные на форуме Санкт-Петербургом, разрабатывались блоком Максима Соколова. В завершение форума НЕВСКИЕ НОВОСТИ обсудили с вице-губернатором итоги главного экономического события года.

Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

Максим Юрьевич, что принес Петербургу экономический форум, какие подписанные соглашения вы считаете самыми важными для города?

Подписание соглашений — это вершина айсберга. Этому предшествовала большая работа по повышению инвестиционной привлекательности города, по взаимодействию с инвесторами. Если говорить об объектах приложения инвестиций, можно их разделить на два блока: инвестиции в сферу промышленности и инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.

По транспортной инфраструктуре было подписано соглашение между банками, в том числе международным Евразийским банком, по финансированию строительства первой очереди Широтной магистрали – Витебской развязки и развития ЗСД. Это не первое соглашение по этой развязке, но в данном случае оно касается блока финансирования. Понятно, что деньги — главное на данном этапе, и мы сейчас понимаем структуру финансирования. Это бюджетные и внебюджетные источники, как деньги инвестора банка ВТБ, так и кредитные привлеченные ресурсы.

Как будет развиваться аэропорт Пулково?

С нашим партнером ВТБ было подписано соглашение по продолжению сотрудничества в строительстве второй очереди терминала. Для Петербурга это очень важный проект не только с точки зрения транспортной инфраструктуры. Наш аэропорт — это не только ворота города, но и ворота всей страны. Примечательно, что это тоже проект государственно-частного партнерства. Ни рубля бюджетных средств не будет вложено, город будет получать доход от концессионера, с каждого заработанного им рубля.

Группа ВТБ будет заниматься и строительством метро, судя по подписанным документам?

Знаковое соглашение для Петербурга подписано с ВТБ по метростроению. Это акционерное соглашение с АО «Метрострой Северной столицы», которое создано при участии группы ВТБ по поручению президента и решению правительства, станет единственным исполнителем по вопросам развития метро в Санкт-Петербурге. Акционерное соглашение — это важный шаг, «крещение после рождения». Теперь мы твердо понимаем намерения наших партнеров, это позволит нам обеспечить выгодное финансирование, таким образом ускоряя процесс метростроения.

Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

Какие соглашения вы бы еще отметили среди ключевых? 

Если говорить о вопросах промышленных инвестиций, то таких соглашений было подписано порядка 20. Очень важный проект в области фармакологии — строительство второй линии совместного завода компаний «Биокад» и «Полисан» по производству вакцин «Спутник V» и «Спутник Light». На форуме президент говорил о готовности вакцинировать иностранных граждан, развивать медицинский туризм, к чему мы тоже готовы. В Петербурге есть Агентство медицинского туризма, которое занимается этими вопросами, формируя в нашем городе кластер оказания таких услуг.

Если говорить об объектах социальной инфраструктуры, то также с ВТБ мы подписали соглашение о намерении в части строительства нового корпуса инфекционной больницы имени Боткина. Она будет расположена в южной части города и по объему инвестиций (порядка 30 млрд) обещает стать одной из самых выдающихся в сфере здравоохранения.

На форуме много говорили про развитие Кронштадта, который из военной базы и спального района превращается в туристический кластер. Но есть проблемы с транспортной инфраструктурой: в Кронштадт ведет всего одна дорога...

Важное соглашение подписано между Минстроем, Санкт-Петербургом и девелоперской компанией, развивающей проект «Остров фортов». Оно предусматривает инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры района. Это будут бюджетные деньги, не только Санкт-Петербурга, но и федеральные. Развязка с КАД будет строиться за счет федеральных средств. Пока идет проектирование, но мы понимаем то, что это строительство будет скорреспондировано со сроками развития проекта «Остров фортов». Это масштабный проект, благодаря которому в Кронштадте будет создан туристско-рекреационный кластер и вся необходимая инфраструктура для увеличения турпотока. Срок окончания строительства – 2025 год. К этому сроку город планирует построить все объекты: это строительство Цитадельского шоссе, набережной и развитие Кронштадтского шоссе.

Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

На полях форума говорили об историческом центре Петербурга, объектах культурного наследия (ОКН), несколько сотен которых, в том числе всемирно известных, принадлежат казне Петербурга и находятся в аварийном состоянии. Какая работа по привлечению инвесторов к спасению ОКН проводится городом? Готова ли администрация предоставлять инвесторам преференции на восстановление зданий?

Законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях позволяет реализовывать проекты ГЧП в части объектов культурного наследия. Эта практика успешно реализуется в Санкт-Петербурге, взять хотя бы пример проекта по реконструкции оранжерей Таврического сада, который стартовал в 2019 году. Мы как раз нацелены на увеличение инвестиций именно на этих принципах, так как город может контролировать реализацию проекта партнером-концессионером и по функциональному назначению, и по качеству предоставляемых услуг – в зависимости от типа объекта культурного наследия и его специализации.

Вице-губернатор Максим Соколов: «Нужен баланс интересов города и бизнеса»

Инвесторы жалуются, что программа «рубль за метр» не подходит для объектов культурного наследия, особенно находящихся в аварийном состоянии.

Нужен баланс интересов города и бизнеса. ГЧП в силу долгосрочности соглашений как раз и дает возможность установить этот баланс и контролировать его на длительный период времени. А прямая продажа, на которую настроены инвесторы, выбивает у города рычаги для дальнейшего контроля за ходом реализации этого проекта, и он может потом уйти из общественного использования, когда собственник может просто закрыть двери и сказать «теперь здесь будут мои личные апартаменты, а то, что здесь планировалась галерея, то извините, бизнес не работает». Поэтому правительство видит эти риски и ведет диалог с инвесторами. Кстати, далеко не все инвесторы отказываются от принципа «рубль за метр». У города есть много предложений по достаточно знаковым объектам, и их желание работать именно на этих принципах. Но это накладывает на инвесторов и определенные обязательства. Если в семилетний срок объект не введен в эксплуатацию, то он возвращается в казну обратно, вместе с реализованными за этот период инвестициями.

То есть разговора об изменениях правил игры в этой отрасли пока не идет?

Мне известно об инициативах на федеральном уровне, но пока законопроект не превратился в закон, говорить об этом преждевременно, тем более это компетенция федерального законодателя.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: