00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Больше радостей»: почему Петербург стал раем для кофеманов

11:41 06.06.2021 1058
Предприниматели поделились, как борются за клиентов и с какими трудностями сталкиваются.
«Больше радостей»: почему Петербург стал раем для кофеманов

С каждым годом в разных районах Северной столицы становится все больше точек, где можно выпить кофе или взять бодрящий напиток с собой. Все чаще на улицах города встречаются люди с картонными (и не только) стаканами в руках.

Во многих заведениях взять кофе навынос можно и в свою термокружку, что сокращает загрязнение окружающей среды. Зачастую в определенные точки приходят одни и те же люди. При встрече с постоянными клиентами бариста спрашивает: «Вам как обычно?» или даже интересуется, как у гостя дела.

По запросу «кофейня» в Петербурге сервис 2ГИС показывает 2 185 результатов. «Кофейня Центральный район» — 512. Погрешность, безусловно, есть, ведь в этот список могут попасть не только небольшие заведения, но и рестораны. Однако цифры все равно внушительные.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, как справляются с конкуренцией такие заведения и почему предприниматели продолжают открывать новые кофейни. Для этого издание связалось с теми, кто непосредственно этим занимается.

Привычка становится популярной

Франчайзи Cofix Наталья Бондарева рассказала информагентству, что еще в 2015 году, когда она была в Израиле, ей понравилась концепция кофеен фиксированных цен. Предприниматель объяснила, что такое заведение особенно популярно после пандемии ковида, ведь во время непростой экономической ситуации людей все чаще волнуют демократичные цены.

«Кофейня — это очень по-питерски, хотелось быть причастной. Кроме того, культура „кофе с собой“ с каждым годом только растет, вследствие чего растет и рентабельность этого бизнеса», — отметила Наталья Бондарева.

Трудности последнего года были в основном связаны с пандемией коронавируса и карантинными мерами, когда весь общепит был вынужден остановить свою работу. Однако открытым по франшизе заведениям было проще, чем владельцам точек, которые начинали с нуля сами.

Сложнее конкурировать

Некоторые заведения работают только в формате «с собой». Зачастую люди предпочитают взять кофе именно в таких точках, так как это экономит и время, и деньги. Специалист по ресторанным концепциям и фудтех-стартапам Анна Попова в беседе с изданием объяснила, как это влияет на конкуренцию на рынке.

«Точкам навынос все сложнее конкурировать за потребителя: люди, разбирающиеся в кофе, выбирают кофейни класса specialty, и ценностью для них является качество зерна, качество обжарки и навыки бариста в приготовлении кофе.

Точка навынос в этом плане не может быть достаточно конкурентоспособной, это просто будет для нее экономически неэффективно»,сказала специалист.

Эксперт подтвердила, что кофеен в Петербурге становится все больше, причем особенно в центральной части города. Анна Попова назвала три основные причины, почему это происходит.

«Развитию кофейного бизнеса навынос в центральных локациях Петербурга способствует несколько факторов: во-первых, все больше точек притяжения и трафико-генерирующих объектов работает именно в центральной части города, куда отправляется значительная доля местного населения, а также весь туристический поток.

Во-вторых, точки навынос на сегодняшний день — представители сегмента „ниже среднего“, и это ответ на ситуацию низкой платежеспособности покупателей. В-третьих, кофейные напитки развиваются и в части прохладительных напитков (эспрессо и тоник, например), а это и бодрящий, и одновременно летний напиток», — отметила эксперт.

Как понять, что кофейня успешна

Достойную конкуренцию друг для друга могут составлять только успешные заведения. Говорить о достижениях кофейни можно спустя год после начала ее работы. Независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов рассказал информагентству, что жизнеспособность точки покажут разные сезоны. Специалист также поделился мнением, почему продолжается активное открытие заведений.

«Тренд на открытие кофеен идет, потому что людям нужно общаться. Это удобное место — средний чек небольшой, и дела обсудить можно. Насыщение этого сегмента только в процессе. Мы не знаем, сколько в Петербурге нужно кофеен. Все это происходит эмпирическим путем.

Кроме того, растет поколение, которому это востребовано. И естественный период роста будет, после этого — насыщение или даже перенасыщение рынка, и затем тупиковые ветви отпадут. Для владельцев это риск. Но сейчас многие начинают сами закупать сырье, сами обжаривают, мешают виды», — пояснил специалист.

Что привлекает посетителей

По словам Александра Анфиногенова, аудиторию привлекает контент. Безусловно, в первую очередь кофе должен быть вкусным и доступным. Удобство потребления должно сопровождаться современными формами подачи.

«Это правильный стакан, картонное кольцо, которое позволяет горячий стакан держать, с крышкой и прочие сервисные дополнения.

Вся борьба за клиента идет вокруг тюнинга. Топинги, способы приготовления, дополнительный ассортимент товаров. И история пойдет. Когда у покупателя будет выбор из трех кофеен, которые расположены в трех метрах, он будет выбирать ту, где чистый зал, уютная атмосфера, дополнительные фишки, хорошее обслуживание», — поделился эксперт.

Несмотря на то что это не самые рациональные критерии, они позволяют обеспечить лояльность к сети. Как пример высокого уровня успеха компании специалист привел известный бренд.

«Представьте: футболку с надписью Starbucks можно надеть и на работу, а футболку с надписью вода „Родничок“ — нет. Когда кофейня достигнет такого уровня лояльности, что ее мерчендайзинг будет нарасхват — это победа», — заключил независимый эксперт FMCG-рынка.

Почему кофейни открывают даже сети быстрого питания

У некоторых фастфудов есть дополнительно свои заведения, где можно выпить кофе и съесть сладкое. Исполнительный директор группы компаний «Теремок» в Санкт-Петербурге Елена Федотова рассказала изданию, почему заведения формата фаст-кэжуал стали работать бок о бок с кондитерскими с собственным производством. Собеседница также добавила, что петербургский рынок действительно насыщен кофейнями.

«Мы не чувствуем избыточной конкуренции, потому что делаем для гостей гораздо больше, чем кофейни с моноконцепцией. Кофеен открывается много, но и масштабы потребления кофе петербуржцами растут, причем все больше людей хотят пить вкусные качественные напитки, а не просто какую-то бодрящую жидкость. Недаром Петербургу присвоено негласное звание самого кофейного города России», — отметила специалист.

Основные трудности, с которыми столкнулась компания, связаны с закупочными ценами и подбором персонала. Бариста для кондитерских обычно выбирают среди сотрудников «Теремка». Однако сейчас на фоне общей нехватки персонала с этим непросто.

«Однако в целом проект приносит больше радостей, чем сложностей!» — заключила исполнительный директор.

Кофе не является напитком, употребление которого нужно строго ограничивать в объемах, однако все же есть некоторые рекомендации, которые стоит соблюдать. По словам главного диетолога департамента здравоохранения Москвы Антонины Стародубовой, есть определенная норма напитка в день, за пределы которой лучше не выходить.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: