Как сохранить эрудированного человека, не превратиться в «супершимпанзе» и получить мудрость в виде бонуса

26.03.2014 15:47 351
«Образование» или «просвещение» – какой термин больше подходит

круглый стол СНГ просвещение образование

«Образование» или «просвещение» – какой термин больше подходит современному миру? В императорской России существовало Министерство просвещения, которое со временем превратилось в Министерство образования. Постепенно последний термин закрепился в нашей речи, а первый забылся и поблек под культурным слоем. Образование шлифует человеческий образ, насыщает его знаниями, умениями и навыками, накопленными поколениями до него и принятыми за норматив. Просвещение – это также передача знаний, научных и культурных. Но самое главное – это мужество воспользоваться собственным умом и полученными знаниями. Разница между человеком образованным и просвещенным тонкая, но ощутимая. 

На круглом столе в Таврическом дворце Санкт-Петербурга сотрудники профильных комитетов городского Правительства, члены Общественной палаты Санкт-Петербурга, представители религиозных конфессий, а также руководители высших учебных заведений и кадетских корпусов в течение нескольких часов обсуждали героя будущего времени и решали: кого мы хотим видеть перед собой в результате реформ образования? Цивилизованного и образованного потребителя или творца, который способен не просто получать информацию, но пропускать ее через себя и передавать дальше? Примечательно, что в названии круглого стола организаторы использовали термин «просвещение» и обозначили тематику как «Формирование основ культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения». Собрание на столь высоком уровне прошло по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Модератором круглого стола стала член Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, член Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию Галина Николаева.

По правде сказать, участники круглого стола пытались сделать невозможное: за два часа не то чтобы обсудить, но даже просто перечислить все актуальные проблемы образования и просвещения нереально.

Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Сергей Рыбаков призвал не терять эрудированного культурного человека: «Мне отрадно, что сегодня употреблено слово «просвещение», потому что оно забывается, а в нем заложены основополагающие вещи – единство образования и культурного воспитания. Это то, чего сейчас не хватает нашей школе. Мы во многом теряем подрастающее поколение. Это тот вызов, с которым сталкиваются многие страны, не только Россия и страны СНГ. Средняя школа сейчас фактически превратилась в подготовительные классы к вузу. С 5-го, 6-го класса родители «натаскивают» ребенка на поступление. Причем главной фигурой в школе становится не учитель, а репетитор. Вот это кошмар! Потери не только в гуманитарном блоке. Если человек поступает на юриста, он почти не учит физику, химию, потому что они ему не нужны. Вот это катастрофа! Так мы дойдем до того, что у нас будут узкие специалисты, но мы потеряем людей, превратим их в манкуртов, или, как называл таких людей Ницше, «супершимпанзе». Нужно, чтобы средняя школа осталась местом, где люди получают среднее образование, то есть тот набор знаний, навыков, который необходим человеку для нормальной жизни. Стремясь подготовить высококлассных специалистов, профессионалов своего дела, мы не должны упускать подготовку культурного, грамотного, воспитанного, эрудированного человека».

Сергей Рыбаков преподает студентам и «вживую», изо дня в день, наблюдает молодое поколение. Главное, что он советует им делать, – читать! «Сейчас я от многих студентов слышу: «А зачем мне читать Достоевского?». А я не могу рационально ответить на этот вопрос. Для того, чтобы быть готовым к жизни. Но это очень общий ответ. Учебные предметы учат знаниям конкретным. Художественные книги учат жизни. Там сконцентрирована та мудрость, на которой люди спотыкались тысячи лет.

Художественные книги и исторические сочинения надо читать для того, чтобы изучать те жизненные ситуации, которые случались уже много раз. Тогда ты будешь получать тот бонус, который называется мудростью».

Обсуждение совета Сергея Рыбакова переросло в небольшую дискуссию о книгах и доступу к информации в целом. Во времена «железного занавеса» и жесткой цензуры книги передавались тайно, стихи переписывались вручную, музыка записывалась на рентгеновские снимки, нужная информация тщательно выбиралась – за ней охотились, ее искали, ее жадно впитывали. Сегодня пара кликов или прикосновений к экрану – и нам доступно всё, но эта доступность нас и подкашивает. Слишком много информации, слишком много книг, слишком много ресурсов, и нужно очень четко понимать, что ты ищешь, чтобы не потеряться и не отвлечься по дороге к знаниям. Даже генеральный директор «Российский национальной библиотеки» Антон Лихоманов, человек, под чьей опекой находятся великие книжные запасы, необъятные объемы информации, признаётся, что сориентироваться в океане информации очень сложно: «Сейчас тяжело сразу понять, какие книги несут правду, какие – ложь. Нам нужно создать людям условия для легкого поиска достоверной информации. Ведь что толку рассылать тома энциклопедии во все библиотеки, когда все пользуются известной Википедией, ссылаются на нее и полностью доверяют ей? Но если разобраться, это ресурс иностранный. Так можем ли мы на него безоговорочно полагаться? Я считаю, что нам нужен свой электронный энциклопедический ресурс».

Много говорил об информационном потоке, в котором мы растворяемся и с которым не в состоянии справиться, первый проректор университета им. А. И. Герцена Сергей Гончаров: «Информационное пространство вокруг нас уплотняется с каждым годом. Идет информационная бомбардировка, и заботится ли кто-то о том, как мы себя под ней ощущаем? Как чувствует себя в этих условиях человек, что происходит в его ментальном мире? 5-10 лет – и мы выйдем в нейроинтернет, но готова ли наша психика к этому? Мы и так уже морально не успеваем за цивилизацией. Человек сегодня скользит по поверхности, не погружаясь никуда глубоко, – он просто не успевает».

Но есть люди, которые не просто ищут и используют информацию, а работают с ней, превращают ее в свою профессию, и им приходится еще тяжелее под усиливающимся информационным потоком. Это современные журналисты, о которых говорила на круглом столе декан факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Громова: «Журналист превратился в информатора и перестал быть собеседником. Иногда он даже становится ретранслятором масскульта. Но журналисты всегда входили в элиту общества, и они должны уметь отличать истинные ценности от мнимых. К сожалению, сейчас журналисты могут получить культурные знания только факультативно, поэтому, как результат, мы наблюдаем их обывательский подход к освещению культурных событий. Стоит расширить базовую гуманитарную подготовку в университетах».

круглый стол СНГ просвещение образованиеПонятно, что на круглом столе нельзя было обойти и этнический вопрос – ведь в нашем городе всегда уживалось множество культур. В этнографическом музее Петербурга недавно появилась новая программа для школьников, в рамках которой специалисты стараются описать им мозаику этнографической карты России, внушить уважение к другим народностям. В новую программу музея, среди прочих, включены народы Средней Азии. Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман прокомментировал это событие: «Россия – это единство всех народов страны, вне зависимости от нации. Богатство страны сложилось из всех ее народов, поэтому, когда мы познаем народы России и мира, мы познаем себя. Сейчас мы наблюдаем размытость этнического сознания у подростков. Есть даже активные этнические нигилисты».

Как увязать народное многообразие, богатство смешанных кровей и лики разных культур в единое понятие российской нации? Чем, помимо территории, объединить людей разной внешности и воспитания, говорящих на разных языках? Этот хороший и сложный вопрос не решить одним заседанием, но его можно хотя бы поднять и начать осмыслять.

Помимо культур, в стране ощутимо сталкиваются еще и религии. В 2009 году президентом Российской Федерации было одобрено предложение религиозных лидеров по введению в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В эксперименте участвовали 20 субъектов Федерации, более 240 тысяч учеников 4-5-х классов из почти 10 тысяч российских школ. Родители школьников могли выбирать из шести модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Большинство родителей выбирало не общие направления, а конкретную культуру, соответствующую их традициям. С 2012-2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» введен в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.

Ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии, викарий Санкт-Петербургской епархии, архиепископ Петергофский Амвросий, выступавший на круглом столе, уверен, что к учителям нужно предъявлять высокие требования, в основном, моральные: «Воспитывать может тот, кто высок сам. Преподаватели дают пример своим ученикам, так что спрос с них велик».

Спрос велик со всех: с тех, кто преподает; с тех, кто пишет учебники; с тех, кто придумывает законы; с тех, кто выдает дипломы; с тех, кто сидит за партой; со всех – от родителей до самих детей. Мы можем сколько угодно ругать систему образования, людей, ответственных за нее, правительство, учителей, авторов учебников, но это не оправдывает наше личное невежество. Базовые знания потому и называются базовыми, что на них можно построить свою собственную библиотеку, свой кинотеатр, свой театр, свою академию наук, свой мир знаний. Ничто не мешает человеку учиться, кроме его лени. Ничто не мешает прямо сейчас отвлечься от прокручивания новостей в социальной сети и вместо этого посмотреть театральную постановку в YouTube. Или купить билеты в театр. Или прочесть хорошую книгу. Ничто не помеха.

круглый стол просвещение образование 

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ












Новости партнеров: