00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Перспективы только у Шарика»: Военно-морской салон обнажил противоречия между российской оборонкой и госзаказчиком

00:31 03.07.2021
Дальневосточный военный эксперт и публицист Алексей Суконкин рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о своих впечатлениях о юбилейном Международном военно-морском салоне, прошедшем в Санкт-Петербурге.
«Перспективы только у Шарика»: Военно-морской салон обнажил противоречия между российской оборонкой и госзаказчиком

Прошедший в Санкт-Петербурге Х Международный военно-морской салон оставил после себя сложные чувства. На фоне заявлений чиновников о завершении программ перевооружения ВС РФ и грядущем снижении закупок новых видов вооружения участники салона в кулуарах вспоминали старый анекдот про «колхоз и перспективы пса Шарика», понимая, что настало время выходить из зоны комфорта гособоронзаказа. Большинство представителей оборонки не скрывали в разговорах, что активизировали работу по диверсификации производства, стремясь обеспечить свои предприятия заказами на уровне не меньшем, чем было по ГОЗ.

Это явно читалось на стендах и в экспозициях: конструкторские бюро выставляли напоказ практически все свои перспективные наработки (за исключением тех, разумеется, которые отнесены к государственной тайне), признавая, что отечественного заказчика они не интересуют, и вся надежда возлагается на иностранных покупателей. А вот с иностранцами в этом году на салоне, по понятным причинам, не вышло — были только самые, так сказать, приближенные партнеры, которые, впрочем, не спешили подписывать контракты. Кризис затронул все аспекты экономики, в том числе оборонку — и тут уже «не до жиру».

Впрочем, приятно было видеть просто огромное количество предложений, выставленных отечественными конструкторами на обозрение. Были и передовые разработки, которые не интересуют отечественного заказчика только потому, что есть проверенный аналог. Например, по мнению ВМФ, сегодня нет необходимости покупать подводные лодки с экспериментальными воздухонезависимыми двигателями, когда есть проверенные временем дизель-электрические субмарины, освоенные как в производстве, так и на флоте. Хотя зарубежные ВМС уже принимают на вооружение подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми агрегатами, и будущее именно за ними — в этом нет сомнений. Хотя российские конструкторы не отстают от своих иностранных коллег, но основной заказчик в лице Минобороны пока, по словам конструкторов, не заинтересован в таких технологиях.

Или, например, долгожданный отечественный авианосец. На Международном военно-морском салоне было представлено сразу два проекта авианосцев, разработанных в отечественных конструкторских бюро. Причем, как рассказывали представители разработчика, оба корабля — и «Ламантин», и «Шторм» — спроектированы полностью, конструкторская документация готова для передачи на производство, но руководство ВМФ и Минобороны до сих пор не могут дать промышленности уверенный ответ на вопрос, нужен ли России авианосец. Единственный корабль этого класса в настоящее время находится в длительном ремонте, и сроки его сдачи флоту постоянно отодвигаются. Нет никакой ясности, когда он вернется в боевой состав и вернется ли в принципе.

Порадовали разработки атомщиков, которые предлагают целую линейку ядерных реакторов под самые разные задачи: от двигательных установок для боевых кораблей и ледоколов, до плавучих атомных электростанций и даже подводных приводов для выполнения буровых работ на морском шельфе. Безусловно, это будущее, так как в обозримой перспективе сопоставимых с атомным реактором источников энергии нет и не предвидится, особенно в условиях Арктики, на освоение которой нацелено государство.

Представлены были и новые разработки морского оружия. Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» представило систему вооружения подводных лодок, размещаемую вне прочного корпуса. Система представляет собой транспортно-пусковые контейнеры, разработанные под конкретные виды боеприпасов и устанавливаемые в различных отсеках подводной лодки – как в носовом, так и в любом другом. В таких контейнерах могут размещаться торпеды, мины, ракеты, ложные цели и другое вооружение. Подводная лодка «Сервал», оснащенная такими контейнерами, предлагается предприятием на экспорт.

ЦКБ МТ «Рубин» представило глубоководный беспилотный аппарат «Витязь», который в 2020 году совершал погружение в Марианскую впадину — самый глубокий разлом в мировом океане. Аппарат достиг глубины более десяти километров и произвел съемку дна. Как рассказали представители компании, опыт эксплуатации этого аппарата позволяет отрабатывать новые технологии для глубоководных работ. С учетом того, что все больше российских морских инженерных компаний попадают под международные санкции и лишаются доступа к иностранным подводным роботам осмотрового и рабочего классов.

Приятно было видеть, как иные судостроительные предприятия, осознающие снижение объемов государственного оборонного заказа, идут по пути диверсификации своего производства, загружая производственные мощности коммерческими заказами. В этой работе предприятия вынуждены переходить на новые формы организации труда, к международным стандартам качества и производственной дисциплины, к технологиям бережливого производства, что может обеспечить конкурентоспособность продукции, которую они планируют выпускать в перспективе на рынок. Зайти сегодня на мировой рынок — дело очень непростое, и тем более сложное для предприятий ВПК. Мы все помним печальный опыт «конверсии 90-х», когда оборонные предприятия государство бросило на произвол судьбы. Как тогда, так и сейчас, на плаву останется только тот, кто сможет дать конкурентный продукт, достойный внимания потребителя.

Порадовало, пожалуй, и самое главное: на стендах предприятий было очень много молодых специалистов, у которых за свое дело буквально горели глаза. Значит, российская оборонка выживет.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: