Среда, 25 мая 2022

16

Санкт-Петербург

Вице-губернатор Пиотровский: «Культура и спорт — наше преимущество перед всем миром»

Провели матчи Евро-2020 на высоком уровне

— Насколько успешным можно считать проведение матчей Евро-2020 в Петербурге? Есть ли уже оценка от УЕФА?

— Сегодня уже можно сказать, что мы заслужили высокую оценку от наших партнеров из Европы по принятию матчей. Мы справились практически со всеми нами же поставленными задачами. Мы смогли сделать очень много: принять достаточное количество гостей, сделать это аккуратно, безопасно. Что важно: наше поле показало себя очень хорошо. Не буду скрывать, мы немного волновались, поскольку семь игр — это достаточно серьезная нагрузка на поле стадиона. У нас же не только арена «Санкт-Петербург», есть еще «Петровский», «Турбостроитель», где проходят тренировки. «Турбостроитель» мы вообще подключили, когда получили три дополнительных матча. Мы переживали, удастся ли нам за короткое время подготовить газон, чтобы он выдержал все тренировки. Сегодня можно с уверенностью сказать, что газон выдержал. Это очень важный момент. Спасибо хорошей погоде и прекрасным мастерам, которые отвечают за это. Сейчас можно сказать, что матчи петербургского этапа чемпионата Европы прошли на очень высоком уровне и нам все удалось.

— На ваш взгляд, повлияла ли не самая удачная игра сборной России на интерес к Евро-2020 у петербуржцев и гостей города из других регионов страны?

— Мы все болеем за российскую сборную, для нас важно, чтобы она играла хорошо. Пока она играет, все наши болельщики особенно эмоционально следят за ходом чемпионата. Однако нам удалось уговорить почти всех фанатов носить маски. У нас около 80 % людей на территории фан-зон были в масках. Во время игр с участием российской сборной фан-зону посещали 2500–3000 человек. На популярности фан-зон игра команды сказаться не может, а дальше — это уже футбол, и все зависит от многих факторов.

— Во время Евро-2020 для гостей Петербурга была представлена широкая культурная программа. Какие выставки и мероприятия оказались наиболее востребованы?

— Что вполне логично, самыми востребованными оказались фан-зоны. У нас работало три площадки: Конюшенная площадь, спорткомплекс «Юбилейный» и зона публичного просмотра матчей на Дворцовой площади. Большую составляющую для гостей Петербурга являет собой сам город, который является музеем под открытым небом. Прогулки уже являются серьезной культурной сопровождающей, что тоже дает Петербургу определенные плюсы как городу-организатору. Есть еще и дополнительно много активностей: выставки, соединяющие спорт и культуру, арт-инсталляция «Квартира 60» на Конюшенной площади, лаконичная культурная программа на Дворцовой площади, которая показывает связь между различными временами и футболом. Есть богатая программа в фан-зоне на Конюшенной площади, которая претерпела некоторые изменения, но в целом удалось ее оставить по изначальному плану. Все это большая составляющая Евро-2020.

— Одним из ярких элементов Евро-2020 для Петербурга стала коллаборация с каллиграфом Покрасом Лампасом. Легко ли было договориться о сотрудничестве? Почему выбор пал именно на этого художника?

— Это большой проект, который нам удалось реализовать совместно с оргкомитетом, Алексеем Сорокиным. Покрас Лампас очень удачно придумал: он писал слово «единство» на разных языках стран-участниц Евро-2020. Это красивый символ чемпионата и того, что объединяет людей, спорт, культуру. Если посмотреть на эмоции людей во время матча в фан-зоне, на стадионе, дома, то становится понятно, что единство — это то слово, которое очень хорошо оценивает происходящее в Петербурге в этом месяце.

Не скрою, я ходатайствовал за Покраса Лампаса перед оргкомитетом. Мне очень нравится то, чем он занимается. Он использует вполне себе классические приемы искусства, каллиграфию, чтобы создавать современные арт-объекты. Современное искусство — это искусство, которое создается здесь и сейчас. Имея необходимую базу, можно создавать красивые, правильные формы искусства. Решение оргкомитета было правильным, потому что все эти открытые студии, баннеры на въезде в город, замечательный перформанс в Приморском парке Победы оказались востребованными, интересными и привлекли много внимания.

Финал Лиги чемпионов и «Формула 1»

— Можно ли считать успешное проведение матчей Евро-2020 карт-бланшем для Петербурга на будущее?

— Как человеку, задействованному в работе, мне тяжело говорить, даст ли это какой-то карт-бланш. Если бы я выбирал, то максимально бы все перевел в Санкт-Петербург, насколько это возможно и комфортно для города. К счастью или к несчастью, это делаю не я. Посмотрим, как это будет развиваться. Сегодня мы видим, буду говорить аккуратно, повышенное внимание к городу со стороны мирового спорта. То, что мы являемся спортивной столицей, помимо культурной столицы, это сложившийся факт. Петербург совместно с Ленинградской областью будет заниматься организацией этапа «Формулы 1» на курорте «Игора». Следующим шагом является организация финала Лиги чемпионов в следующем году — 28 мая. Это очень серьезная, большая работа. Наши коллеги из УЕФА, которые часто бывают в Санкт-Петербурге, знают инфраструктуру города, готовность города. Мы готовы к проведению таких крупномасштабных мероприятий. Мы люди скромные, но есть основания полагать, что с Петербургом наши коллеги сотрудничают с удовольствием.

— В рамках Евро-2020 город принимал семь игр. Организация одного матча, пусть и финала престижнейшего турнира, будет значительно проще?

— Одно из самых знаковых событий за весь год в спортивной жизни мира — это финал Лиги чемпионов. Думаю, не буду вас обманывать, если скажу, что сложность организации этого мероприятия превосходит сложность организации чемпионата Европы по футболу. Всего за непродолжительное количество времени становится известно, кто будет играть в финале. Есть обязательства города по приему большого количества футбольных фанатов того или иного клуба. Информация, что это за клуб, тоже приходит в последний момент. Если в рамках Евро-2020 все обязательства города растянуты на месяц, то здесь все происходит в один вечер. Организовать все четко — это наша обязанность, и мы обязательно это сделаем. Но совершенно точно не будет проще, чем сегодня.

— Появятся ли в Петербурге фан-зоны к финалу Лиги чемпионов?

— Мы ведем переговоры. Действительно, есть какие-то зоны в городе, которые выделяются для публичного просмотра матча. Кроме того, весь город будет задействован комплексно: это украшение, навигация, волонтеры и много всего другого, что сейчас находится на стадии обсуждения. Есть понимание, как все это будет, окончательно определим чуть позже. Сейчас надо немного выдохнуть после чемпионата Европы, хотя, честно говоря, мы это уже два месяца обсуждаем с оргкомитетом. Мы понимаем, с какими вызовами нам придется столкнуться. Хорошо, что у нашего транспортного блока есть большой опыт в такой работе: собраны большие профессионалы, которые все обеспечат. Мы спокойны, но все равно это достаточно серьезный вызов для всех городских служб и оргкомитета.

Единство спорта и культуры

— Насколько сложно увязать одной нитью спорт и культуру?

— С одной стороны, не требуется связывать культуру и спорт единой нитью, но, с другой стороны, может и не требуется потому, что они связаны достаточно плотно. Я всегда говорил, что культура и спорт — это наше конкурентное преимущество перед всем миром. У нас много выдающихся спортсменов, мы проводим большое количество соревнований, турниров. В России любят спорт, массовый спорт активно развивается. С культурой похожая ситуация. Россию знают по культуре, Петербург знают по культуре, и то же самое происходит со спортом. Мне в этом смысле очень повезло — курировать две эти сферы. Фактически я отвечаю за лидеров, поэтому мне это легко и приятно. Конечно, это знаковые вещи, основные мосты, которые связывают нас с внешним миром. Конечно, это везение, но, с другой стороны, очень большая ответственность. Пока у нас получается, и, надеюсь, что так и будет продолжаться.

— Что принес этот год в культурную жизнь Петербурга? Какие наиболее яркие события предстоят?

— 2020 год был символом онлайн-искусства. Наши музеи показали, насколько они анимационные, мобильные. Театры показали, насколько быстро они могут адаптироваться к новой реальности: представлять свои спектакли онлайн, продолжать работать в сложных условиях. Культурная сфера оказалась под сильным ударом, но удалось выстоять, найти новые формы общения. Надеюсь, с нами навсегда осталась онлайн часть культуры, которую удобно смотреть из дома, навигация в этой сфере. Мы активно работаем, чтобы посещать культурные события, которых в Петербурге много, было удобно. Есть портал «Культура Петербурга», на портале «Культура РФ» выходит много совместных проектов, посвященных и театральным, и музейным программам. Наши музеи создают виртуальные экспозиции: это и VR, и лекции, и паблик-токи. Сейчас мы постепенно возвращаемся к офлайн-жизни, к сожалению, с такими повторяющимися колебаниями коронавируса. Тем не менее мы готовимся проводить наши мероприятия офлайн. Это фестивали «Дягилев. Постскриптум», Dance Open, «Послание к человеку», культурный форум и многое другое. Это, конечно же, наша театральная жизнь, которая всегда насыщена премьерами, спектаклями, музыкальными активностями.

Говоря о достижениях культуры последних лет, нельзя не сказать, что Петербург стал домом для команды musicAeterna Теодорна Курентзиса. Это важный игрок современного искусства, имя в географии Санкт-Петербурга. Надо отметить и то, что «Манеж» получил звание лучшего музея современного искусства. Такие вот наброски культурной жизни Петербурга. 

— Что будет с культурной сферой в случае новых ограничений из-за ковида? Стоит ли ждать театрам и музеям дополнительной поддержки в случае очередного локдауна? Не окажутся ли деятели культуры на «минимальных окладах» из-за ковида?

— Мы исходим из того, что наши учреждения культуры работают. Они работали основную часть пандемии: какое-то время с урезанным количеством посетителей, и сейчас продолжают это делать. Государственные театры получают государственные задания, и нам удалось сохранить их финансирование в полном объеме. Критерии отчетности были изменены с учетом пандемии. Для негосударственных театров есть субсидии, которые мы предоставляем на конкурсной основе. И мы даже смогли увеличить их объем в этом году. Очень важно сказать, что в театральной жизни особое место занимает инклюзия. Для нас важно делать проекты доступными для всех слоев населения. В этом году в рамках субсидии НКО мы поддержали большое количество инклюзивных проектов. Мы открыли после реконструкции пространство «Точка зрения» библиотеки для слепых и слабовидящих. И так далее — таких проектов довольно много. Мы привлекаем к ним внимание, считаем эту тему важной и одной из приоритетных.