00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Большие проблемы от маленькой компании: «АвтоЛайн» подвесил Смольный на 186 млрд

23.07.2021 22:24
ФАС приостановила проведение госзакупок администрации Петербурга на сумму более 186 млрд рублей по пассажирским автоперевозкам на городских маршрутах в 2022–2028 годах. Поводом стали жалобы небольшого петербургского перевозчика «АвтоЛайн» на ограничение конкуренции. От позиции антимонопольного органа при рассмотрении жалобы будут зависеть сроки фактического начала транспортной реформы и имиджевые потери Смольного в случае ее переноса.
Большие проблемы от маленькой компании: «АвтоЛайн» подвесил Смольный на 186 млрд

Pro bono 

Реформа пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге снова вызвала интерес СМИ. Смольный в рамках размещенной на официальном портале конкурсной документации планировал завершить прием заявок от участников конкурса на автобусные перевозки до 28 июля, но 21 июля практически неизвестное на рынке ООО «АвтоЛайн» подало пакет жалоб в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. 

Как стало известно НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, компания оспаривает условия проведения аукционов по десяти лотам стоимостью от 15,4 до 24,8 млрд рублей каждый, заказчиком по которым выступает государственное казенное учреждение (ГКУ) «Организатор перевозок», подведомственное комитету по транспорту Петербурга. Всего в рамках транспортной реформы должны быть разыграны 20 лотов на обслуживание 347 маршрутов. Из них десять лотов, рассчитанных на относительно небольших перевозчиков и меньший объем работы, должны быть опубликованы до конца текущего месяца.   

Все обжалованные перевозчиком лоты идут с фиксированными требованиями обеспечения контракта в 10 процентов от суммы контракта. То есть потенциальный участник конкурса за пассажирские маршруты должен представить банковскую гарантию в размере от 1,5 до 2,2 млрд рублей. Такое условие возможно по законодательству о госзакупках, это гарантирует заказчику защиту от недобросовестных участников конкурса и подтверждает возможность перевозчика закупить новый парк техники в случае победы. 

Высокий размер обеспечения контракта — одна из основных претензий «АвтоЛайн» по данным лотам (все жалобы типовые, по одним и тем же основаниям). В компании утверждают, что такой размер обеспечения исполнения контракта ограничивает конкуренцию «из-за необоснованно высокой финансовой нагрузки» на участников. При этом перевозчик ссылается на письмо ФАС России от 02.10.2020 «По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», где указано, что для Петербурга (как города федерального значения) максимальный размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 500 млн рублей. Кроме того, в компании полагают, что ГКУ «Организатор перевозок» является ненадлежащим заказчиком, то есть не имеет права проводить подобную закупку, и необходимо внести поправки в городское законодательство.

«Заявитель посчитал необходимым до окончания срока подачи заявок обратиться с настоящей жалобой в целях разрешения сложившейся ситуации во избежание возможного дальнейшего обжалования результатов торгов и срыва транспортной реформы в Санкт-Петербурге»,говорится во всех обращениях в ФАС РФ.

«АвтоЛайн» просило приостановить заключение госконтрактов до рассмотрения жалоб по существу. Что и было сделано антимонопольщиками. Задержка в реализации лотов может составить несколько месяцев, если жалоба будет признана обоснованной. Впрочем, рассмотрение жалобы должно состояться в начале следующей недели и может не повлиять на установленные сроки торгов.

Формулировки компании о возможном срыве транспортной реформы и заботе об общественном благе звучат не без иронии. Учитывая размер перевозчика, шансов на победу у него немного даже при снижении размера обеспечения и при дроблении лотов на более мелкие. Собеседники НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ на рынке городских перевозок сравнивают поступок «АвтоЛайна» с «атакой камикадзе» и не видят реальных бизнес-интересов за жалобами в ФАС.

Номинальный интерес 

По данным НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, ООО «АвтоЛайн», зарегистрированное в 2005 году, присутствует на рынке пассажирских перевозок с 2010 года.

Тогда компания выиграла лот на обслуживание одного «социального» и двух «коммерческих» маршрутов номер 68. Ежедневно они выпускают на линии 43 автобуса. В 2020 году компания показала чистую прибыль в 3,9 млн рублей, при выручке 72,7 млн. В компании работает менее 100 человек.

Руководство компании, генеральный директор Александр Леженков и возможный владелец компании Дмитрий Нестеренко, оказалось недоступным для комментариев.

В крупнейших петербургских компаниях-перевозчиках — «Третий парк» и «Питеравто», — которые претендуют на заметную часть лотов по транспортной реформе, воздержались от каких-либо комментариев по ситуации.

В самом комтрансе уверены, что разработанная конкурсная документация соответствует всем требованиям законодательства.

«Она была разработана в полном соответствии с № 220-ФЗ „Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом“ и 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“. Кроме того, при подготовке конкурсной документации учитывалось мнение перевозчиков, с которыми комитет по транспорту проводил совещания по вопросу перехода к новой модели транспортного обслуживания», — сообщили в ведомстве. 

Как пояснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ собеседник в транспортном блоке Смольного, в данном случае речь идет об использовании части 6 статьи 96 44-го ФЗ, где размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 0,5 до 30 % от цены контракта.

Накануне председатель комитета Кирилл Поляков рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что для всех заинтересованных перевозчиков комитет проводил вебинар, на котором были «рассмотрены основные условия закупок, а также ошибки, допускаемые претендентами». 

 «Такие большие закупки проходят нечасто, поэтому комитет по транспорту и подведомственный комитету „Организатор перевозок“ позитивно оценивают поступление жалоб от перевозчиков, так как они показывают заинтересованность игроков рынка в работе по перевозке пассажиров, а более четкие требования помогут установить объективную стоимость контракта и повысить качество услуг», — отметил Кирилл Поляков.

По мнению главы «Юридического бюро Юрьева» Родиона Юрьева, конфликт связан с балансом интересов бизнеса, власти и пассажиров.

«Логика петербургских властей понятна: они хотят объединить в единый лот выгодные маршруты и невыгодные, но важные для людей. Грубо говоря, все хотят возить пассажиров по Невскому и никто — на окраине, где днем катаются по три пенсионера. Обратная сторона этого – большие обеспечения. Да, эти обеспечения – барьер для малых компаний. Но недовольные будут всегда, 500 млн рублей обеспечения сумма для них неподъемная, хоть она и втрое меньше, чем от 1,5 млрд рублей. Все против монополизации, но если сделать лоты минимальными, придет микрофирма с несколькими автобусами, не справится, кто будет отвечать?»сказал он.

По планам городских властей в 2022 году на 347 автобусных маршрутов должны выйди 2 800 современных низкопольных автобусов. По оценке специалистов комтранса, работа автобусов по четкому расписанию уберет излишнюю конкуренцию (борьбу за пассажира) между перевозчиками, повысит безопасность и качество перевозок. Первоначально предполагалось, что перевозчики начнут обслуживать все новые маршруты в один день — 15 июля 2022 года, но позже было принято решение вводить их в три этапа: в апреле, июне и июле.

Материалы по теме: