Главная / Город
Глава комитета по развитию туризма: «Петербург сохранил бренд города мировой туриндустрии в пандемию»

Глава комитета по развитию туризма: «Петербург сохранил бренд города мировой туриндустрии в пандемию»

Северная столица во время ограничительных мер по борьбе с ковидом не досчиталась 70 % гостей. Однако в отличие от многих туристических центров Петербургу удалось сохранить инфраструктуру гостеприимства, а также доверие и любовь иностранных друзей.

Глава комитета по развитию туризма: «Петербург сохранил бренд города мировой туриндустрии в пандемию»
gov.spb.ru  /  Администрация Санкт-Петербурга

Сферы гостеприимства и туризма в Северной столице постепенно приходят в себя после вызванных борьбой с пандемией масштабных убытков. О том, сколько гостей принимает город в настоящее время и как удается сохранить статус туристической столицы на мировом рынке в эпоху ковида, НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

«Локомотив туризма остановился на полном ходу»

— Можно ли считать туристический сезон в Петербурге успешным?

— Пандемия на туризм во всем мире, и Петербург здесь не исключение, повлияла больше всего. Не зря правительство Российской Федерации сразу, когда в прошлом году началась пандемия, признало туризм одной из наиболее пострадавших отраслей экономики. То же самое произошло во всем мире. Локомотив туризма, который в последние годы развивался очень активно, остановился на полном ходу, и это произошло почти 1,5 года назад — остановилось все. По данным Всемирной туристской организации, во всем мире турпоток в прошлом году упал на 70 %. Петербург — это город, который больше всего интегрирован в международную туристскую карту, это самый популярный город в России у иностранных туристов, это мировой туристский центр. И 70 % мы прочувствовали полностью: на эту цифру снизилось и количество приехавших в Петербург гостей. Та же Всемирная туристская организация констатировала по итогам прошлого года, что 1 млрд человек не отправились в международные поездки. Это огромное количество людей, которых туристская индустрия потеряла.

Большое количество людей относятся сейчас с осторожностью к путешествиям. Рекордные цифры южных курортов не говорят о восстановлении внутреннего туризма в стране в целом. За длинные майские праздники в этом году Сочи посетили 232 тысячи туристов, и это была стопроцентная загрузка города-курорта. Было все заполнено, селить гостей уже некуда было. В Санкт-Петербурге на майские праздники была загрузка гостиниц 65-70 %. При этом в город приехали около 300 тысяч туристов. Это говорит о том, что инфраструктура Петербурга гораздо больше, чем инфраструктура Сочи. Она рассчитана на прием и российских, и иностранных гостей. То, что для Сочи много, для Петербурга мало. На майские праздники в 2019 году мы приняли 500 тысяч туристов. Сейчас россиян стало больше, но иностранных гостей нет.

— Насколько сейчас весом вклад туристической сферы в экономику Петербурга?

— Санкт-Петербург — это тревел-хаб, туристический мост между Россией и миром. Остановка международного туризма для Петербурга болезненней, чем для всех других популярных туристских направлений России. Если вернуться к цифрам до пандемии, в 2019 году в нашем городе было около 10,5 миллиона гостей, из них примерно половина — иностранцы. Если говорить об экономической составляющей, то иностранные туристы приезжали на короткий срок, но тратили больше денег. Средний чек туриста составлял 36 тысяч рублей, именно столько оставлял каждый гость за свое пребывание в Петербурге: гостиницы, экскурсии, музеи, питание. Простая арифметика: умножаем 10,5 миллиона на 36 тысяч (рублей — прим. ред.) и получаем 378 миллиардов рублей. До пандемии гости из других стран приносили порядка 60 % оборота всей туристской сферы.

В мире границы не открываются. Иностранный туризм как был остановлен весной 2020 года, так, по большому счету, нигде и не восстановился. В том числе и в Петербурге. Иностранных гостей практически нет. Было 22 тысячи человек — болельщиков Евро-2020, есть и были небольшие группы туристов из тех стран, с которыми не ограничено авиационное сообщение из-за ковида. Это арабские туристы, которые очень любят Петербург: из Дубая, Саудовской Аравии. Были небольшие группы из Германии. Но это единичные примеры. Высокого сезона в Петербурге не будет, пока в мире не восстановится международный туризм.

Глава комитета по развитию туризма: «Петербург сохранил бренд города мировой туриндустрии в пандемию»
Невские новости / Павел Рудских

«Сохранили высокое качество гостеприимства»

— Удалось ли туристической отрасли переориентироваться на внутренний рынок?

— Кто выше поднялся, тому больнее падать. Большая интегрированность Санкт-Петербурга в международную туристскую программу — это серьезный вызов для всей индустрии гостеприимства города. 60 % оборота мы автоматически не получаем из-за пандемии. Что-то удалось отыграть на внутреннем туристском рынке. Когда была первая волна пандемии, мы строили различные сценарии, как все это повлияет на отрасль. По пессимистичному сценарию мы рассматривали, что туристского сезона в городе вообще не будет. Оставались только 500 тысяч иностранных туристов, которые успели побывать в Петербурге до пандемии — тогда было бы падение на 90 %. По оптимистичному сценарию предполагалось, что турпоток упадет на 60 %. Итоги года показали, что спад произошел на 70 %. Многое удалось отыграть за счет внутреннего туризма, и сейчас эта тенденция продолжается. Порядка 20 % удалось отыграть в то небольшое окно возможностей, которое дала пандемия в прошлом году — это август-сентябрь. Но все же это было очень важно: внутренний туристский поток в прошлом году помог сохранить операционную деятельность индустрии гостеприимства. Да, где-то работали даже в убыток, приходилось многое оптимизировать, но работоспособность была сохранена.

Пессимистичный сценарий предполагал, как это произошло во многих туристских центрах мира, что инфраструктура будет закрыта, прекратит свою деятельность. Если это происходит с крупными организациями, такими как гостиницы, то возвращение обратно становится сложным процессом с юридическими проблемами и многими негативными последствиями. То, что инфраструктура сохранилась, можно назвать позитивным итогом прошлого года, плодами которого мы пользуемся сейчас.

Глава комитета по развитию туризма: «Петербург сохранил бренд города мировой туриндустрии в пандемию»
Невские Новости /

— Санкт-Петербургу удалось сохранить имидж туристической столицы на мировом рынке?

— Гостиницы города ни во время первой, ни второй волны не закрывались. Собственники небольших отелей в прошлом году принимали решения о закрытии, но в целом гостиницы работали, причем с соблюдением всех ограничений. Мы принимали командировочных гостей, затем было окно возможностей с неплохими результатами по въезду. По итогам 2020 года Санкт-Петербург принял 2,9 миллиона гостей, из них 500 тысяч — иностранцы, которые успели приехать до начала пандемии. 2,4 миллиона человек — это количество постояльцев в гостиницах. Еще 500 тысяч гостей останавливались у родственников или друзей, вне коллективных средств размещения. Все это позволило Петербургу получить возможную доходную часть от туризма. Мы подсчитали, что в прошлом году, все-таки, около 109 миллиардов рублей туристы в городе оставили. Это очень хорошо, это позволило сохранить инфраструктуру индустрии гостеприимства. И это еще раз показывает, насколько велика роль туризма и в экономике Петербурга, и в жизни города. Рабочие места где-то сокращались, но костяк отрасли был сохранен так же, как и самое высокое качество петербургского гостеприимства.

Мы смогли показать Европе и всему миру, что у нас все работает. Проводились различные опросы удовлетворенности туристов, и здесь тоже можно выделить позитивный итог прошлого года: больше 85 % гостей города оценили уровень обслуживания в Петербурге как очень высокий, и сейчас это сохраняется. Мы не потеряли инфраструктуру, не потеряли бренд города мирового туристского уровня. Сейчас мы смогли подтвердить безупречную репутацию во время Евро-2020.

О флагманских проектах туристической отрасли города мы расскажем во второй части интервью с председателем комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергеем Корнеевым.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что для улучшения Петербурга власти соберут пожелания от горожан и туристов.

  • Шеф-корреспондент
Рейтинг@Mail.ru