00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Ребенок используется как флаг»: почему ситуация с отказом в лицее мальчику-инвалиду не так однозначна

25.08.2021 20:37
В последнее время участились случаи дискриминации детей-инвалидов. На этот раз будущего школьника с проблемами со здоровьем не приняли в учебное заведение. Почему так получилось, выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
«Ребенок используется как флаг»: почему ситуация с отказом в лицее мальчику-инвалиду не так однозначна

Мальчика-инвалида не приняли в школу по месту жительства, несмотря на то, что его мама подала соответствующее заявление еще весной. Ребенку нашли учебное место в средней общеобразовательной школе № 247 Красносельского района Петербурга, но отказали в 369-м лицее с углубленным английским языком. Женщина рассказала, что сначала отказ был неофициальным из-за проблем ее сына со здоровьем, а позже появилась информация о том, что все места в учебном заведении заняты.

Это вторая громкая попытка за последнее время дискриминировать детей-инвалидов в обществе. К слову, в конце июля на одной из петербургских детских площадок во дворе дома женщина пыталась выгнать с нее воспитанников центра «Какая разница». По ее мнению, особенные дети не должны находиться в общественных местах, потому что пугают окружающих. Но если здесь речь идет о позиции женщины, гуляющей на придомовой территории, то в случае со школой, тенденция приобретает городской масштаб.

По какой причине мальчику все-таки отказали в школе по месту жительства, как, где и почему должны учиться дети-инвалиды, выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

«Ребенок как флаг используется»: почему мальчику-инвалиду отказали в зачислении в лицей

Почему ребенку отказали в лицее

В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анны Митяниной сообщили, что 22 августа в аппарат поступило обращение обеспокоенной мамы, сын которой не может попасть в первый класс 369 лицея, к которому они приписаны.

«Из школы, в которую хотели направить ребенка, поступил отказ по причине нехватки мест. Со слов заявительницы, она обратилась в конфликтную комиссию Красносельского района, там ей дали рекомендацию повторно направить заявление», — говорится в сообщении.

После этого женщине предложили зачислить своего ребенка в школу № 247 недалеко от места жительства. В пресс-службе администрации Красносельского района подтвердили, что в лицее не было мест. Изданию предоставили комментарий с подписью замглавы администрации Елены Гавриленко.

В документе сказано, что на 1 сентября в лицее № 369 откроют семь первых классов плановой численностью 210 человек. На первом этапе зачисления подали 435 заявлений, что вдвое превышает количество мест в первых классах. По правилам сначала зачисляют льготников.

«Однако наличие инвалидности или слабого здоровья не влияет на вопрос зачисления в школу. Так, в ГБОУ лицей № 369 в прошлом учебном году дети с ОВЗ обучались в первом, втором, третьем, седьмом, девятом, 10-м и 11-х классах, в том числе и на домашнем обучении. Поэтому отказы в зачислении детей в указанный лицей обусловлены только отсутствием мест в образовательном учреждении», — говорится в сообщении.

На заседании районной конфликтной комиссии (РКК) маме ребенка-инвалида рекомендовали обратиться в школу № 247, которая также находится рядом с их домом, после чего туда женщине направили приглашение.

«Ожидаемая дата визита для зачисления — 25 августа 2021 года», — пояснили в администрации.

«Ребенок как флаг используется»: почему мальчику-инвалиду отказали в зачислении в лицей

Может ли ребенок-инвалид посещать обычную школу

Причину инвалидности ребенка не раскрывали широкой общественности, поэтому эксперты высказали свое мнение, исходя из всех возможных особенностей мальчика. Детский семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент и практикующий специалист Наталья Искра считает, что решение школы может быть вполне оправданным.

«Если у детей трудности со слухом, то они на изучение иностранного языка они должны уходить в специально оборудованный класс со специальным звуком, потому что иначе просто невозможно учиться. Здесь вопрос не в том, что хотят отказать, а в том, что действительно какие-то вещи таким детям очень сложно дать в условиях обычного класса», — пояснила эксперт.

«Ребенок как флаг используется»: почему мальчику-инвалиду отказали в зачислении в лицей

Или, например, если у ребенка хороший интеллект, но есть сложности в моторике, то он не будет успевать физически. В таком случае к школьнику требуется особый подход, а в условиях общеобразовательного учебного заведения, особенно лицея, это просто невозможно. Тогда может быть даже нужна специализированная школа, но каждый случай должен изучаться индивидуально.

«У инклюзии (особые условия обучения) есть огромные плюсы и серьезные минусы, связанные как с окружающими детьми, так и для самого ребенка с трудностями в развитии. Поэтому здесь нельзя однозначно сказать — надо разбирать ситуацию конкретно», — заключила психолог.

Председатель общественного совета родителей детей инвалидов и молодых инвалидов Татьяна Усенко согласна с коллегой и считает, что только индивидуальный подход способен разрешить сложившуюся ситуацию. Однако, скорее всего, ребенок действительно не сможет учиться в лицее. Для него это дополнительная очень сильная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может даже сказаться на здоровье мальчика.

«Если это не речевые особенности, а просто опорно-двигательный аппарат, это одно, если это задержка развития или особенности поведения, тут нужно разбираться, почему школа отказала, какие у нее были основания, как они мотивируют отказ», — считает специалист.

Плюс ко всему, добавила она, такие дети не любят говорить — они часто замыкаются в себе и большая «нагрузка на коммуникативный аппарат и их речевой центр будет непосильной».

«Ребенок как флаг используется»: почему мальчику-инвалиду отказали в зачислении в лицей

Проблема родителей

Причиной подобных конфликтов часто являются сами родители будущих школьников, считает Татьяна Усенко. Они часто переоценивают своих детей, их возможности и способности.

«Иногда бывает, что родители сами хотят, а ребенок просто у них как флаг используется для того, чтобы добиться места какого-нибудь. А в интересах ли ребенка они действуют или нет? Вот это нужно смотреть», — пояснила эксперт.

Психолог Наталья Искра также считает, что родители могут не осознавать масштаб трудностей, с которыми и им, и их ребенку придется столкнуться, если нагрузка будет излишней.

«Ребенок как флаг используется»: почему мальчику-инвалиду отказали в зачислении в лицей

На чьей стороне законодательство

В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анны Митяниной подчеркнули, что согласно Федеральному закону об образовании государство поддерживает образование инвалидов. В нем отражено, что органы государственной власти и учебные заведения создают необходимые условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья или в общеобразовательных заведениях, или специальных организациях. В них образование проходит по отдельным программам, которые адаптированы для детей-инвалидов.

«Хорошо, что данная ситуация разрешилась, плохо, что родителям нужно привлекать для этого средства массовой информации. Аппарат ежегодно сталкивается с подобными обращениями родителей и в каждом случае старается найти выход из ситуации», — поделились в аппарате.

Никому из представителей власти или учебного заведения не хочется лишний раз разбираться в каждом отдельном случае, а родителям — находить золотую середину в поиске образовательной программы, которую ребенок сможет изучить без потерь.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, почему дети так часто выпадают из окон и как предотвратить беду.

Материалы по теме: