00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: как меняются магазины Петербурга и что нас ждет в будущем

30.08.2021 13:43
Как пандемия повлияла на сферу ретейла, а также что ждет продавцов и покупателей в ближайшие годы, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: как меняются магазины Петербурга и что нас ждет в будущем

Пандемия нанесла существенный ущерб большинству сфер бизнеса, в том числе сектору торговли. Ковидные ограничения ускорили инфляцию, увеличили рост цен на продукты, привели к исчезновению некоторых магазинов больших известных сетей. Например, «Ашан» сократил число супермаркетов в стране почти на треть, в Петербурге их осталось всего семь, «Карусель» оставила только три гипермаркета в городе — эта сеть не выдержала конкуренции с «Пятерочкой» и «Перекрестком», а «Лента» изменила формат — теперь вместо огромных площадей открываются небольшие магазинчики «у дома».

В беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ эксперты рассказали, как изменялась сфера ретейла за время пандемии, какие новые потребности появились у покупателей, что произошло с ценами на товары, а также какое будущее ждет сетевых игроков отрасли розничной торговли.

«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: какими будут магазины в будущем в Петербурге

Кому война, а кому мать родна

Пандемия заставила многие магазины изменить тактику ведения бизнеса и быстро перестроиться на удаленный формат покупок, рассказал управляющий партнер ИД Retailer Даниил Сомов.

«Сильным, например, игрокам в пандемию карантин сыграл на руку, потому что они сразу развернули доставки, как „ВкусВилл“, „Магнит“, „Пятерочка“. Они смогли в короткие сроки проделать тот путь, который в обычное время проделывали бы годы — эта ситуация мобилизовала их», — считает эксперт.

Небольшие сети Петербурга, такие как «Лэнд», не смогли быстро перестроиться и шагнуть в ногу со временем. Старейшая продуктовая сеть Северной столицы находится в кризисе и насчитывает минимум своих магазинов. Выбраться из сложившейся ситуации ей будет непросто, говорит эксперт.

«Небольшие локальные сети испытывают большую конкуренцию не только со стороны федеральных сетей, но и со стороны интернета. Им все сложнее и сложнее», — объяснил Сомов.

«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: какими будут магазины в будущем в Петербурге

Скидки скрывают завышение цен

Повышение уровня инфляции — тенденция, наблюдающаяся в последние несколько лет. Объясняется она в том числе экономическими трудностями, связанными с пандемией, потому что некоторый импортный товар в дефиците.

«Сложности с логистикой в этом году — это тоже влияет на стоимость», — уточнил Даниил Сомов.

Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов рассказал, что события прошлого года отразились на всех несетевых представителях отрасли.

«Пандемия на весь малый бизнес повлияла. Сколько у нас закрылось предприятий! Везде сдают в аренду или продают нежилые помещения», — сетует он.

По мнению эксперта, товаров стало не меньше, однако цены повысились ощутимо.

«Цены взвинтились на все — не только на морковь и бананы. Цены выросли до 30 %. Говорят, что 1,5–2 %, но ничего подобного. Если сейчас 10, 20, 30 % скидка — на самом деле нет этих скидок: просто завышают цены», — поделился Пастухов.

«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: какими будут магазины в будущем в Петербурге

Проблемы со спиртным

Генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что в Петербурге 80 % алкоголя сосредоточено в сетевых магазинах. По этой причине среди них развита конкуренция на высоком уровне. При этом сейчас резко выросла поставка импортного вина — многие российские производители не выдержали испытания пандемией.

«Резко сократилась доля российской продукции на рынке. Плюс очень серьезно рухнул сегмент винных напитков», — рассказал эксперт.

Однако продажи алкогольных напитков нисколько не упали — во время самоизоляции и на «удаленке» люди стали чаще баловаться спиртным.

«Будем смеяться, что ходили с пакетами»: какими будут магазины в будущем в Петербурге

Что станет с магазинами в будущем

Эксперты считают, что нас ждут новые форматы магазинов.

«Будет много доставки, покупатель будет покупать так, как ему удобно, но продукты будут попадать ему домой. Для покупателя это означает еще большее удобство. И, может быть, когда-нибудь будем смеяться, что мы ходили с пакетами», — считает Сомов.

По его мнению, количество продуктовых магазинов в целом сократится, а часть видоизменится в dark store — магазины для курьеров, которые доставляют товары заказчикам.

Популяризация служб доставки и бесконтактных покупок способствуют уменьшению количества магазинов — это уже реальность сегодняшнего дня. 

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, как росли цены на проезд в Петербурге.

Материалы по теме: