00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Два часа туда, потом обратно: нужно ли мучить ребенка поездками в школу с «репутацией»

01.09.2021 17:52
Многие родители стремятся устроить сына или дочь в учебное заведение с профориентацией, углубленным изучением каких-либо дисциплин. Считается, что репутация связана с качеством образования и уровнем культуры. Так ли это на самом деле и чем отличается «хорошая» школа от «плохой», выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Два часа туда, потом обратно: нужно ли мучить ребенка поездками в школу с «репутацией»

Комитет по образованию составил рейтинг школ Петербурга. Учебные заведения оценивались в разных категориях: кадровое обеспечение, организация инклюзивного образования, количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), развитие Российского движения школьников (РДШ) и количество 100-балльных результатов по ЕГЭ, школьные столовые и спортивные клубы, заведения по числу медалистов и реализации здоровьесберегающих технологий, а также школы с лучшими детскими коллективами. Более 80 учебных заведений Северной столицы получили место в рейтинге города.

Насколько объективны данные комитета по образованию, для чего они нужны городу и чем отличается хорошая школа от остальных, узнали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Два часа туда, а потом обратно: нужно ли мучать ребенка поездками в школу с «репутацией»

Объективность рейтинга школ

Включение школы в городской рейтинг не отражает качества образования в конкретном учебном заведении, считают эксперты. Детский психолог Татьяна Могильникова пояснила, что подобные показатели — лишь цифры, которые демонстрируют, насколько ученики укладываются в стандарты, но при этом никто не задумывается о моральном состоянии самого ребенка.

«Во-первых, это не количество знаний, а умение выстроить систему работы школы так, чтобы дети выдавали правильно знания. Это значит, что школа гонится за цифрами и стремится, с одной стороны, к высоким стандартам, к высокой эффективности, но, с другой стороны, за этим всем стоит жизнь детей, которые вынуждены сверх меры работать, которые вынуждены как можно больше выдать результатов», — уточнила специалист.

В целом, стремиться к стандартам — это не зазорно, однако учебное заведение должно еще что-то давать школьникам, кроме цифр, которые не несут образовательной и культурной нагрузки.

«Если в школе есть традиции и какие-то креативные уроки или профориентация, тогда это здорово — система рейтинга интегрирована в жизнь. Если же это просто гонка за стандартами и за цифрами, к сожалению, это не несет смысловой нагрузки для детей, и знаний, как правило, не дает. Так же, как и ЕГЭ», — заключила психолог.

Два часа туда, а потом обратно: нужно ли мучать ребенка поездками в школу с «репутацией»

Хорошая школа — какая она?

В школах с репутацией успеваемость некоторых учеников может оставлять желать лучшего. Часто это связано с личностью учителя, которая играет большую роль в усвоении и применении знаний. По мнению психолога Анны Завгородневой, лучше всего выбирать не школу, а учителя.

«Он же все предметы ведет [в начальных классах], поэтому такой человек — универсал. Поэтому идти надо на учителя. Тот преподаватель, который имеет хорошие отзывы, который необязательно строгий и суровый, но понимающий и, самое главное, заинтересовывающий детей», — уточнила эксперт.

Однако из-за переполненности классов — нередко в них по 36–40 человек — преподавателям не удается построить урок таким образом, чтобы помимо «натаскивания», заниматься становлением личности ученика. Кроме учителя, дисциплина школьника также очень важна в освоении программы, ведь у всех разные способности. В обучении и подготовке ребенка к взрослой жизни играет роль активная социализация в стенах учебного заведения.

«Когда ребенок имеет возможность встречаться с одноклассниками, проводить вместе время, имеет возможность делать какие-то совместные проекты и проводить время — это углубленная интеграция знаний именно с точки зрения практики. Внешкольная деятельность, коммуникация, общение — это влияет на уровень усвоения знаний очень сильно», — считает психолог.

Например, нередко случается, когда круглые отличники с красными дипломами не находят себя в жизни — это связано с постоянной изнуряющей учебой и беспрерывным поглощением академических знаний — полным отсутствием социальной жизни в коллективе. Поэтому лучшая школа — та, где комфортно ребенку, где он может себя реализовать в различных кружках и на факультативах.

Два часа туда, а потом обратно: нужно ли мучать ребенка поездками в школу с «репутацией»

Роль родителей в образовании ребенка

Не только школа несет ответственность за уровень образования и культуры ребенка — родители должны помогать сыну или дочке применять знания и навыки в жизни. Они ни в коем случае не должны препятствовать развитию и учебе.

«Если для урока литературы требуется поход в театр, чтобы ребенок понял произведение, осмыслил, а родители отказываются, тогда эти знания для ребенка действительно бесполезны. Как бы учитель ни старался, но, к сожалению, это не даст эффекта. Так что все должны работать вместе [учитель, родители и школьники]», — подытожила Татьяна Могильникова.

Два часа туда, а потом обратно: нужно ли мучать ребенка поездками в школу с «репутацией»

Зачем нужны городские рейтинги школ

Рейтинги и исследования школ составляют не для родителей — они нужны городу, чтобы продемонстрировать качество образования, скорость развития этой сферы, а также чтобы педагоги имели основания для обмена опытом.

«Я бы не стала гнаться за рейтингом — мне кажется, школа, которая ближе к дому, может дать намного больше ребенку, чем два часа дороги в одну сторону и два часа дороги в другую», — заключила психолог.

Анна Завгороднева считает, что, с одной стороны, показатели рейтингов учебных заведений не лишены объективности, потому что если в конкретной школе система образования выстроена эффективно, то и дети будут успешными. С другой же, по мнению эксперта, нельзя сбрасывать со счетов мнение ребенка.

«Но при этом при всем рейтинги почему-то для себя исключают удовлетворенность детей и часто не внушают чувство спокойствия, защищенности, заинтересованности, чувство счастья в конце концов. Если бы они эти категории включали, то я бы с точки зрения психологии им бы больше доверяла», — уточнила Завгороднева.

Все время учебы школа для ребенка — второй дом, поэтому какой смысл в известном заведении, если он по утрам заставляет себя рано подняться с постели. Задача родителей — не тешить свое самолюбие рейтингами, а обеспокоиться моральным состоянием дочери или сына и найти учителя, который поможет полюбить учиться.  

Возить ребенка на учебу далеко от дома приходится не только тем родителям, кто выбрал школу с репутацией. В девяти районах Петербурга наблюдается дисбаланс между жилой застройкой и социальными объектами — учебных заведений не хватает на всех детей. Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что город планомерно работает над ликвидацией этой проблемы. Градостроительная комиссия Санкт-Петербурга недавно определила условия, без выполнения которых застройщики не смогут получить разрешение на строительство жилья. 

Материалы по теме: