Главная / Город

Имидж, а потом прибыль: какие дивиденды принесут Петербургу беспилотники на М-11

После запуска роботизированного автобана между Москвой и Петербургом подобные маршруты пролягут по другим важнейшим направлениям. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали у экспертов, какие средства на это потребуются и что реализация амбициозных планов даст Северной столице.

М-11
avtodor-tr.ru/  /  Пресс-служба ООО «Автодор-Платные Дороги»

Министерство транспорта России держит в приоритете развитие автодороги М-11 «Нева», которая проходит от Москвы до Санкт-Петербурга по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Планируется, что по ней будут курсировать беспилотные грузовики. Ожидается, что в результате время доставки коммерческих грузов сократится на четверть, говорится в сообщении пресс-центра Минтранса РФ. Организовать беспилотное движение планируют к концу 2024 года.

«Использование автономных грузовиков на М-11 увеличит на четверть коммерческую скорость доставки грузов. При дальнейшем развитии сети дорог для беспилотников этот показатель вырастет на 150 % для поездок более одного дня за счет движения в ночное время. При этом проект позволит в десять раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа», — сообщила пресс-служба Минтранса.

В ведомстве подсчитали, что роботизация сделает перевозки на 15 % дешевле. Экономия в рублях для логистических компаний составит 1,3 млрд в год. Беспилотные логистические коридоры обеспечат к 2030 году дополнительный доход в бюджет страны в размере 0,7 млрд рублей и рост ВВП на 2,4 млрд рублей ежегодно.

По новейшей дорожной технологии

Новая дорога «Нева» — это платный дублер трассы М-10 «Россия». Ее прокладывают с 2010 года. Сейчас на М-11 остался не завершен лишь один участок — обход Твери. В рамках строительства уже установили 337 искусственных сооружений, организовали 30 транспортных развязок.

«Трасса на всей протяженности соответствует параметрам высшей технической категории с четырьмя полосами для движения. На участках непосредственно около Москвы и Санкт-Петербурга построено от шести до десяти полос», — отмечают в пресс-службе Минтранса. 

Проект движения грузовиков-роботов — часть более масштабного замысла «Беспилотные логистические коридоры».

«В случае успеха планируется масштабировать протестированные на автодороге М-11 решения на другие трассы, в том числе участки международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай, автодорог М-1 „Беларусь“ и М-4 „Дон“», — уточнил Виталий Савельев.

Минтранс обещает связать российские столицы роботизированным автобаном
rosavtodor.ru / пресс-служба

В «Стратегии цифровой трансформации» Минтранса, представленной в июне, магистрали М-11 уделено важное место. Программа включает шесть ключевых инициатив ведомства, среди которых есть пункт под названием «Беспилотники для пассажиров и грузов». О создании специального коридора на платной трассе договорились в июне на ПМЭФ. Предполагается, что у роботизированных грузовиков будет преимущественная выделенная правая полоса. Но это не значит, что она будет закрыта для автомобилистов: беспилотники, как и другие участники движения, смогут маневрировать, оценивать ситуацию на дороге. 

«Беспилотник будет, как троллейбус: прицепится к беспроводной линии технологической связи. Но он будет знать, где какая ситуация на дороге (например, гололед, пробки), и объезжать проблемные участки», — объяснил заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов.

Для реализации планов уже сформирована рабочая группа по беспилотным логистическим коридорам и запуску автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева».

Конечно, у российской общественности и экспертного сообщества есть некоторый скепсис по отношению к громким планам и заявлениям Минтранса. Но, как показывает практика реализации других беспрецедентных проектов, например строительства Крымского моста, если сроки поставлены, а исполнители жестко контролируются, то можно достичь намеченного.

Приступаем к тестированию

Минтранс России запустит тестирование беспилотных грузовиков с 2022 года, сообщили в ведомстве 2 сентября. Таким образом, будет сделан первый шаг к использованию автоматических перевозок уже в полноценном коммерческом режиме. Еще раз были подтверждены дедлайны: 2024 год — для М-11, 2030 год — для маршрута из Азии в Европу. Об этом заявил на Восточном экономическом форуме заместитель министра транспорта России, председатель наблюдательного совета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов.

Помимо технических предстоит решить еще и правовые проблемы. Например, схему решения споров при возможных авариях. Минтранс и ЦТЛ готовят создание экспериментальных правовых режимов для заблаговременного регулирования таких гипотетических ситуаций. 

Минтранс обещает связать российские столицы роботизированным автобаном
Федеральное агентство новостей / Борис Гришин

Ускорение за 1 млрд долларов

На данном этапе речь можно вести только о развитии стратегически важной, новой отрасли беспилотного транспорта, работающей на одних общих принципах. И грузовые беспилотные перевозки — это лишь одна из ее составляющих. К такому мнению склоняются профессионалы рынка. Директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин подсчитал, сколько может стоить организация такого типа движения.

«Стоимость проекта, подобного движению беспилотного транспорта по М-11, с учетом инвестиций в автопарк из нескольких десятков машин и поддержки обойдется в не менее 1 млрд долларов», — предположил эксперт.

Инвестиции в первый этап, соответственно, в несколько раз меньше, говорит доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян.

«Эксперимент по запуску беспилотных грузовиков между Москвой и Санкт-Петербургом может обойтись казне в 10–20 млрд рублей», — считает он.

Минтранс обещает связать российские столицы роботизированным автобаном
Невские Новости / Анна Карпова

Польза для Петербурга

Санкт-Петербург на начальном этапе не получит прямой выгоды. Но за счет лучшего делового климата в регионе отдача, конечно, будет. Сначала имиджевая, а затем и прямая финансовая — до 0,5 % городских доходов, считают опрошенные НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ эксперты. Но это касается того периода, когда движение грузовиков-роботов станет привычным.

Выгоды страны вообще и Санкт-Петербурга в частности от запуска проекта очевидны: это прежде всего подкрепление высокого уровня инновационной активности, встраивание в ряды стран и городов-первопроходцев в области беспилотного транспорта.

«Город сможет повысить статус инновационного центра как на национальном, наряду с Москвой и Казанью, так и на мировом уровне. Это может обеспечить возможность увеличения числа инновационных компаний, имеющих в нем подразделения, что может обеспечить рост доходов городского бюджета примерно на 0,5–1 % ежегодно»,— прогнозирует Михаил Хачатурян.

Новая технология меняет мировую логистику. В перспективе человек за рулем не сможет конкурировать с авто, которым управляет компьютер.

«Именно потому, что технологии развиваются очень быстро, подобный проект необходимо было начинать еще вчера. Например, большинство южных штатов США уже разобрались с беспилотной юридической ответственностью и допуском машин-беспилотов на дороги общего пользования. От Техаса до Калифорнии уже колесят сотни беспилотных грузовиков, в Швеции — несколько десятков. Нам давно пора включаться в эту историю», — рассуждает Александр Разин.

Таким образом, Россия стала участником гонки, в которой она просто не имеет права отстать.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали о подготовке к тестированию беспилотных автомобилей на дорогах Санкт-Петербурга.

Алексей Миронов
  • Корреспондент