Главная / Общество

«Мы соскучились по работе, а наши пользователи — по путешествиям». Интервью с Андреем Волковым, Ecolines

Автобусный перевозчик в начале лета возобновил перевозки в Финляндию и открыл новый для петербуржцев маршрут — прямой рейс в Казань через Нижний Новгород.

Общество
Фото предоставлено ООО «Эколайнс РУС»  / 

Крупнейший автобусный перевозчик на Северо-Западе России Ecolines в начале лета 2021 года возобновил перевозки в Финляндию и открыл новый для петербуржцев маршрут — прямой рейс в Казань через Нижний Новгород. Мы поговорили с генеральным директором ООО «Эколайнс РУС» Андреем Волковым о том, как компания пережила сложный коронавирусный год, как трансформируется в сторону цифровизации своего бизнеса и почему запустила маршрут Санкт-Петербург — Казань.

— Андрей, мы с вами собирались обсудить ситуацию на автобусном рынке, но я узнал, что в этом году Ecolines отмечает 20-летие своего российского представительства. Мои поздравления. Как отметили?

— Честно говоря, отметили скромно, в духе непростого «ковидного» времени, так сказать, но с приятными мыслями о том, что мы успешно пережили сложный для всей транспортной отрасли год и за это время ни на одном рейсе не поступились качеством предоставляемых услуг. Теперь испытываем легкое возбуждение от того, что поездки между городами, между странами потихоньку восстанавливаются после их полной остановки. И мы соскучились по работе, и наши клиенты соскучились по путешествиям.

— Давайте начнем с самого ожидаемого для петербуржцев события — с открытия границ с Финляндией.

— С 25 июня мы возобновили движение на рейсе Санкт-Петербург — Лаппеенранта, а с 15 июля Санкт-Петербург-Хельсинки. Лаппеенранта для нас это ни много ни мало маршрут-легенда. Представляете, в марте 2019 за месяц до начала движения были проданы все билеты на два месяца вперед. В истории нашей компании такого никогда не было. В этом году, несмотря на ограничения, рейсы на Лаппеенранту и Хельсинки пользуются стабильным спросом. Направление в сторону Финляндии для жителей Петербурга особенное.

— А что с другими зарубежными направлениям? Например, в Ригу и Вильнюс.

— Могу с гордостью сказать, что в 2020 году мы первыми из перевозчиков восстановили маршруты в Беларусь, Эстонию и Таллин, как только это стало возможным. Тут важно оговориться, что делалось это по схеме школьной задачки: из пунктов А и Б навстречу другу выехали два автобуса. В условное время эти автобусы подъезжали с разных сторон к границе, пассажиры выходили из автобуса, переходили границу по пешеходному коридору и продолжали дальше свое путешествие на автобусе, ждущем их на другой стороне. Неудобно? Да. Но это был на тот момент единственно возможный способ ездить между некоторыми странами.

К счастью, в последнее время пошли послабления. Уже сейчас на основании распоряжения Правительства РФ №1291-р от 18.05.2021 на водителей автобусов, выполняющих международные пассажирские перевозки, как и на экипажи железнодорожных и самолетных бригад, не действуют ограничения на выезд из России. Наши автобусы уже ходят напрямую в Беларусь, Украину, Латвию, Эстонию, Финляндию с 27 мая, с 3 июня в Киев и с 17 июня наши автобусы пойдут напрямую в Ригу и Таллин.

«Мы соскучились по работе, а наши пользователи – по путешествиям». Интервью с Андреем Волковым, Ecolines
Фото предоставлено ООО «Эколайнс РУС» /

— Можете рассказать, какими темпами сейчас идет восстановление вашего бизнеса?

Расскажу на примере. До кризиса у нас в Таллин было шесть рейсов в день. Сейчас — один. И так по всем международным направлениями. Что касается поездок по России, то суммарно к сентябрю 2021 года пассажиропоток восстановился более чем на 50 %. Это мало, но уже что-то. Сейчас хотя бы становится более-менее понятно, чего ожидать через полгода-год, это позволяет как-то оптимизировать ресурсы, иметь какие-то планы.

Тут важно еще понимать, что у Ecolines длинные международные и внутрироссийские маршруты. То есть услугами нашей компании пользуются люди, которые один-два раза в год едут на отдых или не очень часто ездят повидаться с родственниками. Так что в этом смысле нашу ситуацию лучше сравнивать с той, что сложилась в авиаотрасли, а не на коротких автобусных маршрутах, которыми многие пользуются каждый день или каждую неделю. Чем короче маршрут, тем быстрее он восстанавливается.

— Вы признаете, что восстановление туристической активности идет медленно и при этом запускаете маршрут Санкт-Петербург — Казань. Уверены, что сейчас лучшее время?

В последнее время резко возрос спрос на путешествия по России. Нижний Новгород и Казань — красивейшие города-миллионники, которые никогда не были соединены прямым автобусным маршрутом с Санкт-Петербургом. Существующие авиарейсы и поезда значительно дороже путешествия на автобусе. Мы начали движение на маршруте Петербург — Нижний Новгород — Казань с 4 июня и видим, что рейс пользуется популярностью. А с учетом того, что наши автобусы и качество наших услуг одни из самых лучших (если не сказать большего) на российском рынке, то это прекрасная возможность для перекрестного туризма жителей трех городов-миллионников.

Более того, теперь жители Казани и Нижнего Новгорода могут на наших автобусах легко и с комфортом добраться до любого из европейских городов, в которые ходят наши автобусы. А мы присутствуем в 19 странах.

— Кстати, про качество. Мне моя знакомая рассказывала, что у вас на борту даже какой-то фирменный кофе подают.

— Наверно, сейчас это прозвучит слишком маркетингово, но понятия качество и комфорт пассажира для нас не пустой звук. Автобусы MAN, которые сходят с конвейера, изначально рассчитаны на 62 пассажирских места, но по нашему заказу для нас производитель оставляет в салоне только 52 места, чтобы сделать расстояние между креслами больше для более комфортного путешествия. Мы дополнительно оснащаем салоны розетками и мультимедиа-центрами. Наши водители и стюарды носят аккуратную униформу, так что вы всегда понимаете, что перед вами стоит представитель перевозчика. В наших автобусах туалет всегда чистый и он всегда работает, какая бы ни была температура за бортом. Ну и так далее. То что я перечислил — это факты. Мы гордимся качеством нашим услуг.

По поводу кофе могу рассказать такую историю. Несколько лет назад мы стали получать жалобы на невкусный кофе. Проверили — действительно не очень. Тогда мы отобрали 10 лучших поставщиков со всей России и в три этапа провели в офисе слепое тестирование. Было выпито немало кофе и в итоге мы выбрали победителя, который до сих пор поставляет кофе на борт наших автобусов. Но мы не останавливаемся: в ближайшие дни к нам поступят образцы новых сортов кофе, будем выбирать лучший.

«Мы соскучились по работе, а наши пользователи – по путешествиям». Интервью с Андреем Волковым, Ecolines
Фото предоставлено ООО «Эколайнс РУС» /

— А всеобщий тренд на цифровизацию как-то коснулся вашего бизнеса?

— Если помните, 15 лет назад мы все бегали в ж/д или автобусные кассы покупать бумажный  билет и потом тряслись, чтобы этот билет не потерять и не испортить. Теперь все изменилось. Буквально за считанные годы доля онлайн-продаж у нас превысила 70 %. То есть это билеты, которые продаются на сайтах автовокзалов, на BlaBlaCar и т. д. Для людей удобно совершать покупки онлайн: в удобное время спокойной сел за компьютер, посмотрел направления, сравнил цены, оплатил с карточки.

— Конкуренции с сервисами попутчиков не боитесь?

— Нет, конечно. Мы официальный перевозчик, который едет по регулярному маршруту из точки А в точку Б строго по расписанию. А попутчики сами устанавливают время отправления, практически каждый раз маршрут другой и часто не совпадающий с нашим. Какие же они нам конкуренты?

И кого называть сервисом попутчиков? Реально работающим в России можно назвать только BlaBlaCar. Но помимо того, что у них есть раздел с попутчиками, они еще на платформе предлагают и автобусные билеты, являясь, по сути, крупнейшим продавцом автобусных билетов в России, в том числе наших билетов. Мы не первый год с ними плодотворно сотрудничаем.

Так что сервисы попутчиков это отдельная транспортная ниша, которая с нами если и пересекается, то по касательной. Мы не чувствуем их влияния на свой бизнес.

— Давайте как-то красиво и оптимистично закончим это интервью?

— Мне кажется у нас все интервью таким и получилось: красивыми и оптимистичным. Если без шуток, то могу сказать следующее. Дорогие петербуржцы и все-все, кто будет читать это интервью, здоровье — превыше всего. Если вы или ваши близкие заболели — оставайтесь, пожалуйста, дома. Если еще не болели — сделайте прививки. Если угрозы коронавирусной инфекции для вас больше не актуальны, то ранее в этом интервью я дал вам несколько отличных недвусмысленных намеков, как можно добраться до Лаппеенранты, Минска, Таллина, Риги, Киева, Казани или Нижнего Новгорода. А еще мы ездим в Петрозаводск, Смоленск и 230 городов Европы, Скандинавии и Прибалтики. И кофе у нас отличный.

Материалы по теме mini-logo

Рейтинг@Mail.ru