Главная / Статьи

«Включить все ощущения»: интервью с Народным учителем РФ Майей Пильдес о технологиях и поколении Z

День учителя отмечается более чем в 100 странах. В этот день внимание приковано к роли и неоспоримым заслугам учителей в образовании и воспитании подрастающего поколения, к их месту в системе образования и влиянию на ключевые общественные процессы. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Женя Борисов побывал в знаменитом петербургском школе-лицее № 56 в гостях у Народного учителя России Майи Борисовны Пильдес.

Майя Пильдес
Невские Новости  / 

Майя Пильдес — председатель совета Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга. Карьеру начала старшей пионервожатой в далеком 1968 году, когда ей было всего 17 лет. А дальше стала учителем, затем завучем и директором. В 2000 году за заслуги в обучении и воспитании учащихся, подготовку высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд получила Орден Почета. В 1994 году Майе Борисовне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». С 2005 она — Народный учитель Российской Федерации, а в 2009 стала лауреатом Премии Правительства РФ в области образования. И это далеко не все заслуги Майи Борисовны, ведь она посвятила профессии 54 года, что не может не вызывать восхищения.

Профессия дает возможность не стареть

— Майя Борисовна, когда вы выбирали профессию, вы понимали, что это на всю жизнь?
— Я ее в первом классе выбрала. До того, в 5-6 лет, хотела быть врачом, потому что очень любила фильм, который тогда часто показывали: «Неоконченная повесть», где Быстрицкая играла врача. А когда пошла в школу, просто влюбилась в свою учительницу, с первого класса захотела стать учителем, работать в школе. Я так любила свою первую учительницу Анну Васильевну Красикову — просто самозабвенно. Я, конечно, понимала, что учитель — это не работа, это служение. Это такая миссия, понимаете? И мне это безумно нравилось. Если помните фильм «Розыгрыш», — там замечательная учительница математики, героиня этого фильма, возражает своему ученику, который говорит, что «вы из года в год — одно и то же…». Она отвечает, что это неправда: «Я меняюсь, я каждый год разная. Потому что вы меняетесь, мои ученики!». И я каждый год разная. И знаете, учительская профессия дает возможность не стареть, потому, что ты все время с ними. Они молодые, и даже маленькие. Ты вроде бы нужен им, надо отвечать их запросам и поэтому надо меняться, понимать сегодняшнюю жизнь. Это очень большая ответственность и очень большое счастье. 

Моргенштерн или Лев Толстой? 

— Дети помогают вам меняться, идти в ногу со временем? Вот сейчас очень популярны разные приложения – YouTube, TikTok и другие.
— Знаете, я всю жизнь старалась делать так, чтобы был популярным Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов и так далее. Для меня это всегда было самым важным. Я не против компьютера и всего, что связано с телефонами и современными технологиями. Но мне страшно, когда это заменяет все остальное. Я с большой настороженностью отношусь ко всем социальным сетям и считаю, что, к сожалению, они не обогащают. Компьютер — это средство для получения информации, причем быстрое. Тут некогда думать, и не надо: быстро набрал запрос — получил ответ. И все у тебя в порядке. Можно переписываться, коверкая слова, издеваясь над русским языком. Я не могу с этим смириться. Я хочу, чтобы выпускники школы, которой мне выпала честь руководить, были культурными людьми, чтобы их тянуло к книге. И чтобы популярным в этой жизни для них было искусство, литература, хорошее кино, великая музыка. Это не старость и не брюзжание пожилого человека. Это пожелание человека, прожившего достаточно большую жизнь и понимающего, в чем настоящая ценность. 

Чудеса не заменят учителя

— Есть ли у вас какие-то хитрости, чтобы объяснить ту или иную тему? Возвращаясь к тиктоку. Например, нужно что-то понять по химии, там показывают 30-секундный ролик с упрощенным объяснением: сделайте то-то, это — и все понятно. Но очень многие педагоги не лучшим образом относятся к этой платформе, утверждая, что лучше мела и доски еще ничего не придумали. 
— А что там хорошего? Это другой способ познания!

— А у вас есть личные лайфхаки, чтобы объяснить предмет или ту или иную задачу как можно проще, понятнее? 
— Я преподаватель литературы. С литературой пересекаются другие виды искусства, которые позволяют лучше понять произведение. Это, например, великое кино. Знаете, когда я учила детей, и мы изучали «Преступление и наказание» Достоевского, я или целиком тратила на это время, или большими фрагментами показывала фильм «Преступление и наказание» с Тараторкиным в главной роли. Это великолепная экранизация! Или изучаем, допустим, Льва Толстого — ну как не показать первый бал Наташи Ростовой, снятый Бондарчуком! Так красиво. Так, как надо! Знаете, я помню времена, когда еще не было таких великолепных копий, которыми сейчас можно пользоваться за счет интернета. Стояли обычные школьные киноаппараты — даже не видеомагнитофоны. Мы тогда изучали «Горе от ума», смотрели фрагменты спектакля академического Малого театра с Царевым в главной роли. Понимаете, это так дополняет. А музыка! Как не послушать фрагмент оперы «Евгений Онегин», когда мы изучаем «Евгения Онегина»? Это же просто необыкновенно! Или как не посмотреть живопись XVIII века, когда по программе — литература того периода? Эти потрясающие портреты, которые нам открывают эпоху... Мне кажется, что такое дополнение предмета, который я преподавала, гораздо лучше. Потому что так можно включить все ощущения, все эмоции детей. 

Сегодня вы не найдете ни одного класса в нашей гимназии, где бы не было бы интерактивной доски. Установлены шестиметровые огромные экраны. Помните, были такие в трубочку свернутые карты? Теперь ими никто не пользуется. Все это есть в интернете, все можно запустить и получить. Это все то же самое, только другого качества. На географии и истории без карты нельзя. Но теперь она не потрепанная, на ткани приклеенная, а шикарно поданная в интернете и выведенная на экран в классе. Ее детям высветишь — все движется так, как надо. Вот это для того, чтобы лучше понять. Все работают с этим. 

Вы знаете, я сегодня даже представить не могу, как можно преподавать стереометрию, не показав объемные фигуры на интерактивной доске. Совершенно по-другому! Я не математик, но помню, как мне было сложно, когда я училась в школе, провести сечение в кубе. Сейчас я вижу, как это делается здесь с использованием интерактивной доски. Надо идти в ногу с современностью, но ничто, ничто не заменит — кого? Учителя. Никогда! Я не верю в это! Что бы ни придумало человечество, какие бы чудеса не изобрело, учитель с его эмоциональным посылом, с тем, что он вдохновляется от детей, которые сидят перед ним, будет нужен всегда. Вот почему я не люблю дистанционку. Потому что я должна чувствовать дыхание класса. Эту тишину, понимаете? Когда им рассказываешь, что сделала Татьяна Ларина, написав письмо Онегину, в начале ХIX века. И дети с замиранием это слушают. Или спорят о чем-то. Заменить это нельзя. Только учитель, его посыл, и то, что он может привлечь к этому, это очень важно. Все, конечно, стало проще: можно показать интересный опыт по физике, можно показать, как строится график, это все становится живым. Но это не вместо учителя. 

Они пойдут за тобой

— Новое поколение детей — они другие? 
— Они такие же, они не другие, только умнее и лучше. Как найти с ними общий язык, я знаю, как и знала это 50 лет назад. Нужно видеть в ребенке, подростке собеседника, человека — маленького или большого. Никто не готовится к жизни, они живут сегодня и сейчас. И понимать это нужно. Важно быть с ними очень честными, детям нельзя лгать — они ложь моментально просекают, и пропадает доверие, а без этого не может быть высокого качества отношений между людьми. Это очень важно. Мне очень нравятся современные дети, они мне всегда нравились, и 50 лет тому назад тоже. Но сейчас дети всесторонне образованные. Они побеждают в олимпиадах, они участвуют в конкурсах, в добровольческом движении. Если им объяснить зачем, они никогда не спросят почему. Они пойдут за тобой, они тебе поверят. Я вот точно знаю: они мне верят, а я верю им. Наверное, поэтому здесь не палочная дисциплина, а сознательная. Вот вы обратили внимание на внешний вид наших детей? Это не потому, что сегодня День учителя, а потому что они такие всегда. Они с гордостью носят форму, значок нашей гимназии. Дети понимают, чего хотят от них взрослые, и стараются любить и уважать тех, кто любит и уважает их, детей. Потому что без этого ничего не может быть.

— Кнутом или пряником?
— К сожалению, и так, и так. Все должно быть в меру, как все в жизни: не очень горькое и не очень сладкое, не очень кислое и не очень соленое. Безусловно, все воспитание — это наказание и поощрение. Но и то, и другое должно строиться на любви. Вообще все делается в жизни под управлением любви: к своему делу, к своим коллегам, к своим ученикам. Теперь еще нужно добавить — все основано на взаимной любви, и тогда будет гармония. Школьники наши не прощают равнодушия, я тоже его не прощаю. Я не люблю, когда кричат учителя. Здесь вы никогда с этим не встретитесь. В средней школе, там, где у нас учатся пятые классы, на стене, противоположной учительскому столу, висят зеркала. Учитель всегда себя видит в зеркале. Он никогда не будет кричать и не будет злиться, потому что увидит безобразное отражение в зеркале. Это такая простая хитрость. Здесь в школе всюду висят зеркала. Вы знаете, психологи утверждают: чем больше зеркал, тем у людей лучше настроение. Они не хотят видеть себя злыми и контролируют эмоции. Мы все это сделали — вроде такая мелочь, а дорогого стоит. И повторюсь, главное — любовь: к предмету, делу, коллегам и, конечно, к ученикам. Их нельзя не любить, иначе нужно заняться другим делом. Даже свой рабочий станок на заводе надо любить, а уж детей — тем более. Иначе работать в школе невозможно, ты сойдешь с ума.

— Что бы вы пожелали молодым учителям, которые сейчас только учатся и начинают преподавать?
— Не растерять молодость, сколько бы они не работали. И бесконечно себя совершенствовать: от урока к уроку, от презентации к презентации. Все лучше, и лучше, и лучше: у нас не должно быть и нет невозможного, мы все время должны идти вперед. Молодым учителям желаю дожить до седин с бодрым состоянием духа!

Беседовал Женя Борисов

Майя Пильдес
  • Народный учитель РФ, директор гимназии № 56
Рейтинг@Mail.ru