Город

  • 06 октября 2021 20:11
  • 679

Залезаем в долги: разбор проекта бюджета Петербурга на 2022 год

  • Обозреватель

Фото:  /  Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Образование, транспорт и здравоохранение стали тремя сферами, на которые власти Петербурга готовы потратить больше всего в 2022 году. Городской бюджет при этом увеличивается из года в год. Но одновременно растет и его дефицит. НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили параметры документа и попросили экспертов объяснить петербуржцам сложные вещи.

На днях стало известно, как выглядит проект бюджета Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Больше всего денег городские власти хотят выделить на образование, транспортную систему и здравоохранение. 

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
/ Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Дефицит из года в год

Согласно проекту бюджета в 2022 году власти заложили в него доходы в размере 874,3 млрд рублей, а расходы — 918,1 млрд рублей. Дефицит бюджета и источники его финансирования составили 43,8 млрд рублей.

В 2023 году доходы бюджета оценивают в 960,2 млрд рублей, а расходы — в чуть более триллиона рублей. Недобор и источники его финансирования установили в размере 46,5 млрд рублей.

По версии городских властей, в 2024 году доходы тоже составят более триллиона рублей, как и расходы. Дефицит бюджета и источники его финансирования оценили в 30,2 млрд рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2023 года составляет 128,4 млрд рублей, на 1 января 2024 года — 174,7 млрд рублей; на 1 января 2025 года — 204,4 млрд рублей.

«Как видно из цифр, доходы бюджета составляют меньше, чем расходы. Но такая ситуация, к сожалению, у нас стабильная. В бюджете Петербурга все последние годы расходы превышают доходы. Образуется дефицит, который нужно чем-то прикрывать», — объяснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ доцент кафедры мировой экономики экономического факультета СПбГУ кандидат экономических наук Вадим Капусткин.

По его словам, источники, которыми затыкают эти дыры, — как правило, заимствования. Городские власти выпускают облигации (ценные бумаги, которые фактически являются долговыми расписками). Иногда есть возможность получить заимствования и из федерального центра. Однако он больше ориентируется на помощь депрессивным регионам, а не благополучным, которым считается Петербург. Поэтому обычно городу приходится просто занимать, выпуская облигации.

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
assembly.spb.ru / Пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Капусткин уточнил, что пока дефицит (43,8 млрд рублей) относительно небольшой по сравнению с общим объемом бюджета. На данный момент он не вызывает тревоги. Но если он начнет быстро расти, то, к сожалению, это может обернуться проблемами.

«Желательно, чтобы доходы и расходы соответствовали друг другу. Жить по средствам — это не только для семейного бюджета нормальное явление, но и для городского. Однако и многие семейные бюджеты строятся путем заимствования и, соответственно, нехватки доходов на покрытие расходов»,добавил экономист.

Он отметил, что под сложным термином «верхний предел государственного внутреннего долга» кроется та черта, через которую городские власти не хотят переступать, когда берут деньги в долг. То есть превышать ее нельзя, занимая средства только до определенного предела.

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
pixabay.com /

Налоговая система развитых стран

Согласно проекту бюджета резервный фонд правительства Петербурга в 2022 году предусматривается в объеме 27,5 млрд рублей. Это 3 % расходов городского бюджета.

Как объяснил экономист Капусткин, под резервным фондом подразумеваются сбережения, отложенные на «черный день».

«И федеральный бюджет тоже имеет свою „кубышку”. Это не российское изобретение, все страны, которые задумываются над тем, что может быть хуже, имеют такого рода резервы. А вдруг случится какой-то форс-мажор, который потребует срочного вливания дополнительных средств? В этом случае мы и откроем эту „кубышку”», — добавил эксперт.

Он уточнил, что когда этот резервный фонд превысит некую сумму, то ее можно будет тратить уже и не в чрезвычайной ситуации.

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
assembly.spb.ru / Пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Центробанк держит средства резервного фонда, как правило, в наиболее ликвидных бумагах. Под ликвидностью понимается их способность быть быстро проданными на рынке.    

«В первую очередь это государственные облигации ведущих стран мира. Сейчас мы собираемся избавиться от американских казначейских обязательств из-за совсем непростых отношений. Раньше они превалировали. Теперь мы максимально от них избавляемся и используем европейские ценные бумаги, а также китайские, японские и так далее. Часть резервного фонда держится на счетах самого Центробанка»,пояснил Капусткин.

Основным доходным источником бюджета Петербурга оказался налог на доходы физических лиц. Он составил 363,2 млрд рублей, или 41,5 % всех городских доходов. Темп роста в 2022 году оценивается в 108,6 %, а в 2023–2024 годах — немногим более 110 %.

По словам Капусткина, это нормальная ситуация. В любой развитой стране, как и в России, почти половину доходов бюджета составляют поступления от налогов простых граждан, а не с крупного бизнеса.

«Основная часть доходов развитых государств и их крупнейших городов — доходы физических лиц. Другое дело, что наши граждане зарабатывают существенно меньше, чем в странах Евросоюза, Японии или ведущих странах Северной Америки. В структуре российского бюджета ситуация иная — основную часть доходов приносят добыча полезных ископаемых, экспорт сырья. Однако у Петербурга другая экономика, он не добывающий регион, хотя „Газпром” у нас и зарегистрирован. Мы не типичный российский регион. Наверное, хотелось бы, чтобы больше доходов приносила предпринимательская деятельность. Но доходы с физлиц собирать проще, они автоматом отчисляются от зарплаты», — отметил экономист.  

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
pixabay.com /

Деньги выделили, но как их освоят?

Наиболее значимыми расходами бюджета станут развитие образования (на него 197,5 млрд рублей, или 21,5 % расходов бюджета), развитие транспортной системы (173,7 млрд рублей, или 18,9 %), развитие здравоохранения (135,0 млрд рублей, или 14,7 %), социальная поддержка граждан (102,7 млрд рублей, или 11,2 %), обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей города (58,6 млрд рублей, или 6,4 %).

По словам Капусткина, основные статьи расходов бюджета любому человеку покажутся вполне резонными.

«Кому-то может показаться, что в период пандемии нужно на здравоохранение больше тратить. Сегодня, например, озвучивалась цифра, что только на лекарства от ковида в этом году потратили 20 млрд рублей. Это необходимая мера. Образование — тоже понятная статья расходов, это ключевой фактор, который движет все — и экономику, и социальную сферу», — подчеркнул эксперт.

Председатель родительского комитета Петербурга Михаил Богданов с энтузиазмом принял новость о том, что на образование в городе потратят больше всего. Однако и здесь есть сомнения.

«Слава богу, что у нас в образование приходят деньги. Эта отрасль сейчас действительно требует к себе большого внимания. Это здорово, что такие крупные суммы заходят в эту сферу», — отметил он.

Богданов добавил, что куда потратить деньги, в Петербурге есть: ремонт школ, дополнительное образование, обновление оборудования. Но вопрос в том, как это будет реализовываться.

«Главный вопрос состоит в том, чтобы плановым порядком, без издержек и потерь освоить эти деньги. Ремонты должны быть качественные, оборудование поставлено в срок и нужное, а не стояло и валялось по углам. Все эти управленческие проблемы — это главный вопрос, который сейчас встанет», — уточнил глава родительского комитета.  

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
Невские Новости / Анастасия Барашкова

Транспорту нужно больше

Руководитель инициативной группы в защиту транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Петербурга Виктор Орлов считает, что на развитие транспортной инфраструктуры в городе надо выделять побольше.

«Для сравнения: в Москве в период 2018–2021 годов [на транспорт] было выделено 1 805 трлн рублей, то есть примерно 602 млрд ежегодно, или 23 % от бюджета города. Даже с таким существенным увеличением бюджета на 2022 год в процентном отношении Петербург отстает. Учитывая то, что около десяти лет транспортное развитие города практически стоит, то эти деньги, конечно, очень существенные, и здесь должна стоять основная задача — освоить эти средства. Ежегодно город и так не выполняет адресную инвестиционную программу при более скромном финансировании. При таком увеличении есть все шансы и вовсе сорвать все планы развития, в том числе из-за подрядчиков или поставщиков, которые не смогут так быстро увеличить штат людей и приобрести дополнительную технику и другие необходимые ресурсы», — пояснил Орлов.

Он добавил, что еще одна проблема состоит в том, как распоряжаются этими большими деньгами. Например, сейчас много говорят про строительство второго выхода со станции метро «Василеостровская». Однако его надобность при этом фактически отпадет при открытии станции метро «Горный институт».

«Новая станция метро заберет существенный трафик рабочих с завода, студентов и местных жителей. После этого проблема загруженности „Василеостровской” решится сама собой. Но город упорно хочет реализовать этот сложный и дорогой проект, хотя средства лучше направить в более проблемные места в городе, которые десятилетиями не решаются», — подытожил глава ИГЗТИ.

Залезаем в долги: плюсы и минусы проекта бюджета Петербурга на 2022 год
Невские Новости / Алексей Борисов

Проект бюджета уже одобрило на одном из заседаний городское правительство. Теперь его предстоит рассмотреть Законодательному собранию.

Незадолго до этого НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что с начала 2021 года затраты Петербурга на лечение пациентов с коронавирусной инфекцией выросли до 20 млрд рублей. За прошлый год затраты в этом сегменте не превысили 15 млрд рублей. 

Поделиться статьей в соцсетях
Рейтинг@Mail.ru