Город

  • 25 октября 2021 13:56
  • 891

Печальное решение: эксперты оценили дорогу в два яруса над Московским

Дмитрий Матвеев
  • Обозреватель

Фото: gov.spb.ru  /  Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Участок Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) над Московским проспектом будет двухъярусным. Однако это может вызвать бурную реакцию защитников архитектуры Петербурга. НЕВСКИЕ НОВОСТИ разобрались в проблеме.

Градозащитники бурно отреагируют: эксперты оценили дорогу в два яруса над Московским
Невские Новости / Анна Карпова

Витебскую развязку над Московским проспектом в Петербурге хотят сделать двухъярусной. Главгосэкспертиза одобрила измененный проект дороги. Проектом занимается АО «ЗСД», дочерняя структура Смольного. НЕВСКИЕ НОВОСТИ спросили у экспертов, насколько правильным является такое решение.

Экспертиза утвердила лишь бюджет

Как объяснил редакции независимый автоэксперт Дмитрий Попов, когда проект проходит такую экспертизу, он не настолько подвергается изучению с точки зрения технических, трасологических и других решений, как с финансовой стороны. Экспертиза в первую очередь определяет, нет ли перезаложенных денег в стоимости строительства.

«Технические решения тоже проверяются, но в большинстве случаев не подвергаются сомнению», — отметил Попов.

Градозащитники бурно отреагируют: эксперты оценили дорогу в два яруса над Московским
gov.spb.ru / Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Такие решения уже есть в городе

Эксперт добавил, что точно такой же двухъярусный вариант сейчас имеется над Морским портом.

«Такая структуризация транспортной инфраструктуры существует во многих других странах. Происходит разделение на уличную и дорожную сеть. Дороги предназначены для того, чтобы нам быстро перебираться из района в район, а улицы — чтобы добираться от места примыкания дорожной сети до точки назначения. Такие инфраструктурные решения есть в Бразилии, Японии», — уточнил Попов.

По мнению руководителя Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Петербурга Виктора Орлова, ради проекта придется изъять часть соседних участков.

«Данный вариант уже реализован в районе Канонерского острова, где сложность проекта была гораздо выше. Поэтому полагаю, что проблем не будет, кроме изъятия некоторых земельных участков», — подчеркнул эксперт.

Орлов добавил, что такой вариант напрашивался, и в стесненных условиях он смотрится оправданным.

«Однако стоит понимать, что первый этаж Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) должен быть над железной дорогой. А это значит, что будет второй и третий этаж над железной дорогой. Места нет, чтоб сделать первый этаж ШМСД в уровень железной дороги без сноса зданий», — пояснил Орлов.

Градозащитники бурно отреагируют: эксперты оценили дорогу в два яруса над Московским
Невские Новости / Анна Карпова

Эксперты ждут бурной реакции защитников архитектуры

Глава ИГЗТИ считает, что возведение двухъярусной дороги обернется серьезными изменениями перспективы Московского проспекта. По словам Орлова, они могут вызвать бурную реакцию защитников архитектуры города.

Дмитрий Попов тоже назвал ключевым вопросом историко-архитектурный.

«Настолько ли мы любим сталинский ампир, чтобы уродовать его висящими на высоте 20-30 метров мостами через Московский проспект? Мне Московский район не настолько ценен, чтобы его сохранять», — отметил эксперт.

По словам Попова, в данном случае придется немного пожертвовать историко-архитектурной составляющей, «небесными линиями» и прочим. Однако это очень спорная ситуация. Например, башню «Лахта Центра» убрали с Охтинского мыса в Лахту, и неожиданно выяснилось, что она теперь видна со всех точек города. А если бы небоскреб разместили в центре, то находясь рядом с ней можно было получить практически неповрежденную «небесную линию» вокруг Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова.

«Ценна ли нам "небесная линия" Московского района? Я думаю, что не настолько. Ничего критичного [в двухъярусной дороге] не вижу», — подытожил эксперт.

Печальное решение: эксперты оценили дорогу в два яруса над Московским
vk.com / Пресс-служба ГАТИ Санкт-Петербурга

Защитники петербургской архитектуры подтвердили догадки транспортных экспертов. Они действительно считают двухъярусный вариант сомнительным. По мнению координатора движения «Живой город» Дмитрия Литвинова, это очень печальное решение с точки зрения облика Московского проспекта. 

«Я видел первоначальный вариант, одноярусный. Там был такой классический железнодорожный мост, который, на мой взгляд, отлично вписывался в облик парадного въезда в город. А двухъярусная развязка, особенно в современной стилистике, существенно испортит облик самого проспекта. Внешний вид в створе проспекта будет сильно изуродован. В данном случае печально, что власти пошли по пути каких-то сиюминутных выгод (им теперь надо меньше выкупать земли). Более того, и эксплуатация двухъярусной развязки будет сложнее, чем одноярусной», — подчеркнул Литвинов.   

Согласно первоначальной задумке, проект дороги над Московским проспектом был с одноярусной эстакадой, однако обсуждались три варианта строительства этого участка. Весной приняли решение пойти на экспертизу именно с двухъярусной эстакадой, потому что она позволит не только вдвое сузить ширину проезжей части, но и сохранить дома. При одноярусном варианте пришлось бы снести пять зданий, в том числе один цех завода «Электросила». Отмечается, что двухъярусная эстакада будет стоить дороже, но из-за того, что ряд земельных участков не нужно освобождать, цена объекта сохранилась прежней. Строительство Витебской развязки оценивают в 39 млрд рублей. 

Дмитрий Матвеев
  • Обозреватель
Поделиться статьей в соцсетях