Вторник, 24 мая 2022

9

Санкт-Петербург

«Шок прошел, осталась боль»: Петербург скорбит по погибшим в авиакатастрофе над Синаем

1 ноября 2015 года стало национальным днем траура для россиян, в особенности для жителей Петербурга и 47-го региона. Шесть лет назад, 31 октября, рейс 9268 авиакомпании «Когалымавиа» из Шарм-эш-Шейха разбился на территории Синая. В результате трагедии на месте скончались 224 человека. Каждую годовщину близкие скорбят по погибшим в авиакатастрофе. В этом году у семей в планах возложение цветов в Петербурге и Ленобласти, а также выступление представителей благотворительных фондов и панихида.

31 октября 2015 года — трагический день, который навсегда вошел в историю Северной столицы. Шесть лет назад аэропорт Пулково в обычном режиме принимал и отправлял рейсы. Никто не мог подумать, что рядовой рейс потерпит крушение. Многие родственники узнали страшную новость только по прибытии в зал ожидания аэропорта: сначала несколько раз на табло им покажут информацию якобы о том, что самолет задерживается, после томительного ожидания строка с номером рейса в списке исчезнет, а люди в форме выведут встречающих на улицу. Прибывших повезут в автобусе до ближайшей гостиницы и только там сообщат страшную новость — аэробус рухнул через 23 минуты после взлета, пишет 78.ru.

Убитая горем родственница семьи Крыловых Елена Головня в эфире с Андреем Малаховым признавалась, что предчувствовала смерть младшей сестры, которая села 31 октября в злополучный самолет. Увлекшаяся эзотерикой и хиромантией, Елена не могла поверить, что жизнь приготовила для близкого ей человека жестокую судьбу.

«Большое потрясение для нас. В самолете была сестра, ее муж и дочка мужа от первого брака. Безумно жалко. Она была человеком с большой буквы — с огромным количеством друзей. Я звонила ей каждый день, мы общались, она была как моей частичкой. Полгода назад я посмотрела на руку и сказала: „Свет, дай посмотреть”. Я была очень удивлена, потому что у нее линия жизни была меньше половины. Тогда она еще сказала, что умрет рано. Но никто не мог подумать, что это случится так скоро. В свои 30 лет у нее была очень яркая жизнь», — вспоминала гостья программы «Пусть говорят» в 2015 году.

Мама петербурженки Эльвиры Воскресенской вспоминает, что девушка накануне трагедии была очень уставшей, потому что ей не удалось сходить в отпуск летом. 28-летняя инспектор МЧС решила полететь в Египет осенью вместе с близкой подругой и ее сыном. Дома Эльвиру ждали родители и любящий муж Евгений. Мама покойной была против полета за рубеж: видимо, уже тогда материнское сердце предчувствовало неладное. Но девушка была настойчива и непреклонна и в итоге поехала отдыхать.

«Она говорила: „Я так устала. Мне ничего не надо, мне нужно море, песок и солнце”. Я спрашивала ее: “Ты понимаешь, куда ты летишь?” Она мне отвечала: „Вот ни с кем ничего не случается, все уже слетали, все отдохнули, а ты меня все время не пускаешь”», — со слезами на глазах вспоминает мама Ирина Захарова на съемках документального фильма телеканала «Санкт-Петербург», который был посвящен пятилетней годовщине катастрофы над Синаем.

Напомним, самолет вылетел из Египта в 05:30 по Москве, однако спустя 23 минуты полета, на высоте 9,75 километра над землей, ситуация вышла из нормального режима. Воздушное судно стало падать со скоростью 1,8 км/мин — борт мгновенно разбился на территории Синая, а обломки авиалайнера и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13 километров, на территории общей площадью 30 километров. Перед тем как лайнер исчез с радаров, пилоты не сообщали о неполадках. В день крушения на борту авиалайнера работали двое пилотов и пятеро бортпроводников. 

«Экипаж был опытный. С Валерием Немовым я проработал в одной компании более десяти лет. У него налет около 12 тысяч часов и примерно 20 лет летного стажа»,говорил в студии «Пусть говорят» летчик-инструктор Андрей Смирнов, который незадолго до трагедии выполнял рейс по маршруту Москва — Марса-Алам.

Аэробус А321-231 выполнял чартерный рейс. Самолет, прежде чем его сдали в аренду ООО «Когалымавиа» в 2012 году, прошел длинный путь. Воздушное судно 1997 года производства кочевало от хозяина к хозяину — сначала его передали лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Там его использовали по назначению на протяжении шести лет, затем в 2003 году он был возвращен ILFC. В 2003 году борт самолета модернизировали и увеличили вместимость до 220 человек. Уже в 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 — Cham Wings (Сирия). Самолет соответствовал техническим характеристикам и проходил необходимые еженедельные техосмотры — за все годы использования лайнер выработал 46–48 % своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Всего среди погибших было 192 взрослых и 25 детей — большинство из них проживали в разных районах Петербурга и Ленобласти. Самый старший скончался на 78-м году жизни, а «самому главному пассажиру» Дарине Громовой едва исполнилось десять месяцев. Петербурженка Елена Громова, мать Алексея Громова, который отправился с семьей на море, вспоминает, что новость о смерти половины семьи довела родственников до нервного срыва: часть из них едва не покончила с собой, другие шокированные близкие попали в реанимацию.

«Помню события 31 октября, как вчера. Это такая боль — боль вселенского масштаба. Я потеряла половину семьи. Этого не мог принять никто. Все друзья семьи восприняли это слишком близко. Один суицид чуть не совершил, другой в реанимацию попал. Когда мы ехали в Пулково, мужу позвонил старший сын. А ему сказали Лешины друзья. Муж тогда руль с трудом удержал, помогла военная выдержка, наверное. Не знаю, как объяснить свое состояние. Мы оказались на пепелище. Это был просто шок. А сейчас шок прошел, осталась только боль», — говорит Елена Громова в беседе с «Комсомольской правдой в Санкт-Петербурге».

Все пассажиры скончались на месте. Причиной катастрофы признан теракт. Ответственность за катастрофу взяла на себя группировка «Вилайят Синай»*, которая присягнула на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство»**. Боевики даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик — не более чем подделка, а российский лайнер потерпел крушение по другой причине. Как сообщает LIFE, уже после предварительного осмотра обломков самолета эксперты подтвердили, что на борту была бомба. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее — теракт.

Храм памяти жертв катастрофы над Синаем, который директор благотворительного фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова назвала еще строящимся, открыли год назад после годовщины трагедии. НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что родственников погибших заверили, что на следующий день после дня памяти состоится первое богослужение в новом храме.

  • * - запрещенная в РФ террористическая организация