Коммунальная катастрофа: Петербург тонет в прорывах труб с кипятком по нескольку раз на день

Сегодня, 1 ноября, трубы снова прорвало, причем сразу в четырех местах: на Комендантском проспекте, 46, Фермском шоссе, 36, Новгородском проспекте, 10, и на проспекте Космонавтов, 54. Морозы еще не наступили, а ситуация уже выглядит катастрофичной. В пятницу, 29 октября, на проспекте Маршала Жукова у торгового центра «Юго-Запад» лопнула труба рядом с остановками, где всегда много людей и проезжающих мимо автомобилей. Днем раньше, 28 октября, дорожные ямы появились на Ленинском проспекте, собрав огромную пробку, и на Светлановском проспекте у дома № 51. Несколькими днями ранее прорвало трубу с горячей водой на Шлиссельбургском проспекте. Таких адресов с прорывами труб с начала осени насчитывается порядка 16, а за весь год — более 60. При этом кипяток быстро размывает почву, отчего проваливается асфальт, куда может угодить прохожий или автомобиль.

Почему так часто

Опрошенные НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ эксперты сходятся во мнении, что городские власти закрывают глаза и предпочитают не замечать коммунальную катастрофу в Петербурге. В результате трубы рвет чуть ли не ежедневно, а иногда даже несколько раз на день.

Эксперт в области жилищного строительства и гендиректор СРО НП ПЖК «Межрегионразвитие» Владислав Воронков считает, что у ресурсоснабжающих организаций первоочередной задачей является продажа тепла, а второстепенной — содержание, обслуживание и ремонт сетей. Даже несмотря на то, что большинство из них находится в предаварийном состоянии.

«Самая первая проблема в городской коммунальной инфраструктуре — не только огромная протяженность сетей, но и большой износ, порядка 40 %, по данным комитета по энергетике», — рассказал эксперт.

Он отмечает, что Смольный должен принимать более активное участие в контроле за обслуживанием сетей Петербурга. До сих пор вопрос ответственности за их содержание не урегулирован. По словам эксперта, все теплосети должны принадлежать субъекту РФ и приводиться в порядок за счет бюджета или концессионных соглашений.

По мнению председателя совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга Евгения Пургина, настолько частые прорывы труб  — следствие ошибок в построении системы, и причина тому — монополия.

«Минус того, что есть монополия в экономике — это то, что она постепенно начинает работать неэффективно, требовать все больше денег. Собственные средства монополия, как правило, не вкладывает, а берет их у государства, и поэтому налицо то, что мы получаем», — считает эксперт.

Скорость износа труб становится все выше, при этом скорость их восстановления откровенно проседает. Депутат законодательного собрания, эксперт в сфере ЖКХ Борис Зверев абсолютно согласен с коллегой и считает, что городские катастрофы в виде потопов с кипятком — это следствие неправильно выстроенной системы управления в сфере ЖКХ в городе.

«Налицо все последствия монополистического рынка: низкая эффективность и постоянный рост цен.  Монополисту не выгодно вкладывать деньги в модернизацию, легче попросить из бюджета, и получить выпадающие доходы. По принципу: "вам нужны новые трубы  дайте денег", — пояснил эксперт.

Как решить проблему с прорывами труб в городе

Решить проблему учащающихся прорывов труб в городе быстро не удастся. Даже судебные иски, поступающие на имя ГУП «ТЭК», «Теплосети» и Водоканала от возмущенных пострадавших жителей и автовладельцев, не имеют глобального эффекта. Петербургу нужна реформа в коммунальной сфере, считают эксперты. Например, Евгений Пургин поделился, что для контроля за обслуживанием сетей, нужно ввести конкуренцию, чтобы у подрядчиков был стимул работать.

«На мой взгляд, здесь нужна конкуренция. Городу следовало бы забрать эти сети себе, а потом участками раздать подрядчикам на обслуживание, и смотреть, какой подрядчик лучше работает, какой хуже. А когда монополия, вы не можете даже точно определить, сколько стоит содержать эти трубы. Эффект работы классической монополии», — уточнил эксперт.

Борис Зверев считает, что теплосети лучше всего передать городу, а поставщикам вменить в обязанность продавать объемы тепловой энергии или воды «сетевику» на конкурсной основе.

«Тогда рынок позволит определить реальную цену за КУ, а разница между ценой продажи потребителям и суммой цен закупки у производителя и цен подрядчиков, которым будут сети переданы на обслуживание по конкурсу, определят, сколько реально надо добавлять из бюджета», — рассказал депутат.

По словам члена политического совета движения «Солидарность» в Петербурге Вадима Суходольского, немалую роль играет и нехватка финансирования, ведь львиная доля средств, заложенных под траты на ЖКХ в 2020-2021 годах, ушла на борьбу с пандемией, из-за чего ремонтировать трубы стали реже.

«Чтобы решить эти проблемы, необходимо в бюджете, который сейчас рассматривается Законодательным собранием, все-таки постараться восстановить финансирование в сфере ЖКХ на доковидном уровне. Основная проблема, я считаю, в финансировании, потому что если не выделены деньги, то никто и работать в полной мере не будет», — уверен Суходольский.

С ним согласен директор общественной организации по защите прав потребителей «Потребнадзор» Александр Виноградов, который отметил, что властям Петербурга стоит лучше следить за проблемными участками, а Беглову лично — обращаться к федеральному центру с просьбой выделить дополнительное финансированиеОн считает, что в последнее время коммунальщики стали работать немного лучше, однако денег сфере ЖКХ не хватает катастрофически и, кроме того, никуда не делись проблемы с коррупцией, из-за которой львиная доля средств попадает в чей-то карман.

«Для того, чтобы город продолжал дальше активно развиваться, и по коммунальному хозяйству в том числе, нужно инвестировать. Инвестировать мы не хотим особо, не умеем. Хотя если посмотреть, конечно, по суммам, — там астрономические суммы выделяются. Но вот как-то по статистике, то, что я вижу, сколько километров проложили, — к сожалению, не так много. И нужно брать вот эти очаги, когда подрядчики, будем говорить прямо и открыто, воруют денежные средства, некоторые прокладывания идут год-два, но это недопустимо абсолютно, потому что в современном мире за год можно построить дом 25-этажный, а тут не могут провести какой-то километр трубы. Вырыли, зарыли. 
В принципе, ничего сложного глобально нет. Поэтому нужны такие жесткие меры к подрядчикам, контроль, это бюджетные деньги в том числе, мы это прекрасно понимаем. И если у нас идет отставание от графика на 15-20 процентов без определенных причин, то нужно, конечно, на контроль все эти участки ставить. Проспект Просвещения, или другие – иногда роют-роют, годами, как мы это видим. Это называется закапывание денег. Плюс мы же в сами прекрасно понимаем, что когда трубы идут по верху, то теряется тепла гораздо больше, чем ежели бы они шли внизу. То есть фактически платит потребитель — это же все в тариф вкладывается, правильно, все эти потери? Поэтому нужно четко объяснять, почему, чего и как. И следить за каждой копейкой»,
— подчеркнул спикер.

Чтобы показать масштабы коммунальной катастрофы в Петербурге, НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют список адресов, где за последний год происходили прорывы труб. 

  1. Проспект Космонавтов, 54 к1
  2. Проспект Маршала Жукова, 35
  3. Шлиссельбургский проспект, 39
  4. Пражская улица, 7 к3
  5. Бухарестская улица, 33 к4
  6. Савушкина, 130 к1
  7. Комендантский проспект, 46
  8. Фермское шоссе, д. 36
  9. Светлановский проспект, 35
  10. Будапештская ул., 74 к1
  11. Софийская, 39
  12. Белградская ул., 46
  13. Народного Ополчения, 163
  14. Ленина, 37 
  15. Левашовское шоссе (Сестрорецк)
  16. Турку, 9
  17. Купчинская, 19
  18. Софийская, 20
  19. Проспект Космонавтов, 54
  20. Белградская, 46
  21. Перекресток Купчинской улицы и Дунайского проспекта
  22. Запорожская, 7
  23. Передовиков 
  24. Торжковская, 10
  25. Проспект Стачек, 80
  26. Свердловская набережная, 34
  27. Перекресток Газовой и Левашовской
  28. Костюшко, 28
  29. Народная, 68
  30. Пироговская набережная, 9
  31. Выборгская набережная, 49
  32. Парашютная, 4 к1
  33. Ленинский проспект, 101
  34. Астафьева, 6 к1
  35. Большая Морская, 67
  36. Флотская, 7
  37. Чехова, 9
  38. Перекресток проспекта Ветеранов и улицы Лени Голикова
  39. Савушкина, 141
  40. Художников, 13 к1
  41. Пражская, 7 к2
  42. Камышовая, 48 к2
  43. Малая Посадская
  44. Исполкомская, 16А
  45. Маяковская, 5
  46. Петергофское шоссе
  47. Типанова, 28
  48. Варшавская 
  49. 9-я Советская, 4
  50. Костюшко, 68
  51. 7-я линия В.О, 54
  52. Заневский проспект, 8
  53. Набережная Мойки 
  54. Будапештская, 29 к1
  55. Перекресток Кондратьевского проспекта и улицы Васенко
  56. Железноводская, 26
  57. Мичманская, 2 к1
  58. Дмитрия Устинова, 6
  59. Севастопольская, 28
  60. Кораблестроителей, 30
  61. Улица Бутлерова 
  62. 10-я Советская улица 
  63. Морская набережная, 15
  64. Малая Балканская, 54
  65. Московский проспект (Сенная площадь)
  66. Перекресток Столярного и Казначейской