Общество

  • 01 декабря 2021 22:37
  • 969

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Любовь Тервинская
  • Обозреватель

Фото: Невские Новости  /  Кирилл Конторщиков

Соль — крайне активное химическое вещество: из-за нее начинается коррозия труб, мостов и машин, она вредит обуви, одежде, лапам животных, историческим памятникам, попадает в почву, реки и подземные воды, а порой даже вызывает аллергию. В соцсетях петербуржцы умоляют чиновников просто убирать снег, не усердствуя с разбрасыванием антигололедных материалов. Почему Смольный столько раз пытался отказаться от этого способа, но так и не смог, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Соляной раствор помогает петербургским автомобилистам не уехать в кювет, утверждают в Смольном. Начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству Вадим Мизюкин сообщил, что до начала снегопада, убрать последствия которого не могут уже третьи сутки, солью обработали основные магистрали.

«Соляной раствор обладает таким свойством, что когда идет снег, он убирает скольжение. Это можно ликвидировать соляным раствором или посыпать абразивом, в данном случае пескосоляной смесью. Но одно дело – песок остается, другое дело – чистый асфальт. Мы раствор не видим, а он работает, снег под колесами расползается», — рассказал Мизюкин в эфире телеканала «Санкт-Петербург».

Столь примитивный способ борьбы с обледенением дорог давно уже не используется в цивилизованном обществе. Но Петербург возвращается к нему снова и снова. Плюс у этого варианта только один — дешевизна. А вот минусов много.

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью
Невские Новости / Наталья Казакова

От соли ведь отказывались

Бессоляную смесь, песок, использовали для борьбы с наледью на дорогах в советское и постсоветское время. Такой метод был утвержден официально. Техническую соль, как главное оружие борьбы с гололедом, начали применять в 70-х годах, а с 1996 года в Москве, Петербурге и других крупных городах ввели антигололедные смеси, в основе которых были песок и техническая соль. Потом город пробовал использовать химический реагент, который к тому же подходит и для системы водоочистки. Однако для Петербурга он оказался неэффективным, и власти от этой идеи отказались.

В 2012 году петербургские власти ездили в Финляндию для обмена опытом в сфере уборки улиц: там снег не всегда счищается с тротуара полностью, а по мере необходимости посыпается гранитной крошкой. По итогам той рабочей поездки применение соли в городе уже в 2013 году было снижено в два раза. К 2016 году Смольный сократил количество использования раствора в десять раз. Основной упор тогда сделали на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпали песко-соляной смесью, с содержанием соли 5–10 %).

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью
Невские Новости / Дарья Зуева

Это требовало больше затрат и усилий: растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения. Ту зиму петербуржцы вспоминают, как белоснежную, похожую на картинки из «идеальной реальности» — без слякоти, коричневой жижи, замызганных штанин и заляпанных колготок.

Точечно город пользовался реагентом, содержащим песок помимо соли, а некоторые дороги посыпали гранитной крошкой. Однако европейский метод получил нарекания от водоканала, ведь такая насыпь засоряет ливневые канализации города, а также повреждает эскалаторы, рассказал директор СРО НП ПЖК «Межрегионразвитие», региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Владислав Воронков. Поэтому в 2018-2019 годах соль стали использовать снова.

«Но в Европе это решается путем установки специальных устройств как ситечки, сетка путем вылавливания крошки. И крошка не проходит в систему ливневой канализации, поделился эксперт. — Каждую ночь специальные службы вычищают и промывают эти сетки и сохраняют гранитную крошку на будущее».

Обувь, авто и лапы питомцев: почему все страдают, а дороги в Петербурге все равно посыпают солью
Невские Новости / Агеев Василий

Катастрофа для экологии

Физик, эколог, председатель общественного совета южного берега Финского залива Олег Бодров понимает, что защищать транспорт от аварий в холодное время года — необходимость, однако не стоит забывать об экологии. Ведь соль является причиной загрязнения озер, прудов, рек и каналов Петербурга.

«Петербург находится на берегу Финского залива и берегу Невы, а стало быть, вся биота, которая там пока еще существует, испытывает неприемлемо высокий уровень химического воздействия. Это приводит к нарушению баланса живых организмов, которые много лет существуют в экосистемах, благодаря которым должна поддерживаться чистота воды. Поэтому не случайно летом большинство водоемов оказываются непригодными для купания»,рассказал эксперт.

Любые химические реагенты, которые используются для обработки дорог, при попадании на почву, газоны наносят ущерб, ухудшают их состояние. Уменьшается продуктивность — трава хуже растет, хуже восстанавливается, поскольку не привыкла к жизни в «засоленных» условиях.

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью
Невские Новости / Кирилл Конторщиков

Не менее вреден и песок: в результате его кристаллизации каждую весну образуется большое количество пыли, которая затем попадает в легкие граждан, в том числе аллергиков.

«Люди сетуют на высокую пыльность в весенний период, когда снег сходит и город в автоматическом режиме не успевает обработать и убрать, привести улицы в порядок пыль, песок, которые остаются»,пояснил Воронков.

Влияние соли на состояние авто

Руководитель федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения «Автомобильный союз» Сергей Канаев пожаловался, что из-за соли гниют машины.

«Детали тоже все выгнивают я всем рекомендую, во-первых, на зиму обрабатывать ее каким-то масляным раствором, чтобы детали защитить, потому что мастика не помогает. Нужна такая среда, чтобы она могла активно противодействовать. А весной на мойку отмывать, обрабатывать»,посоветовал эксперт.

Отмечает он, что раствор не особо помогает и для предотвращения ДТП, потому что каша из грязи, которая образуется впоследствии, — это «медвежья услуга» для автомобилистов.

Обувь, авто и лапы питомцев: почему все страдают, а дороги в Петербурге все равно посыпают солью
pixabay.com /

Как решить проблему

Эксперты сходятся во мнении, что использование соли намного проще и дешевле, ведь чаще всего такой раствор является отходом какого-нибудь производства.

«Вместо того, чтобы эти отходы утилизировать, за них еще можно получить деньги бизнесменам. Они продают, а чиновники с удовольствием используют это простое решение», — считает эколог Олег Бодров.

По его мнению, такой метод борьбы с наледью — обман себя, но природу обмануть все равно не получится. Поэтому она «платит» загрязненной средой и водоемами, непригодными для купания. К тому же, соляной раствор химически агрессивен, усиливает коррозию на автомобилях, портит обувь и разъедает лапы собак.

Как и во многих вопросах городского масштаба, полезно перенимать положительный опыт других государств. Со слов эколога, в странах северной Европы используют только гранитную крошку. Она дороже соли, но при этом является частью процесса безотходного производства, таким образом в конце концов удешевляя стоимость.

«После того, как зимой она используется, ее собирают и используют в строительстве дорог. Получается такой замкнутый цикл, который не вызывает изменений в водных экосистемах. Я думаю, что стоит подумать об этом, — считает специалист.  По весне либо в течение зимы эта крошка собирается, обрабатывается, обмывается и убирается, а зимой опять используется».

Чтобы применять европейскую технологию с гранитной крошкой, Петербургу нужно модернизировать всю ливневую систему канализации, считает Владислав Воронков. В некоторых странах используется обогрев тротуаров. В Петербурге такой «пилотный проект» тоже вводился властями на Большой Конюшенной. Греющий кабель был проложен под тротуарной плиткой, но проработал он недолго.

Не сыпь мне соль

Пока Смольный хвастается запасенными сотнями тонн соли, а сотрудник дорожного предприятия путем распития показывает безопасность солевого раствора, петербуржцы умоляют чиновников отказаться от этого способа. На странице «ВКонтакте» комитета по благоустройству можно наблюдать десятки и сотни комментариев на эту тему. 

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Обувь, колеса и лапы питомцев: почему все страдают, а Смольный все равно обрабатывает Петербург солью

Циклон «Бенедикт» обрушился на Петербург в ночь на 30 ноября и устроил коммунальным службам, новому профильному вице-губернатору Анатолию Повелию и новому председателю комблага Смольного Василию Пониделко, а также администрации губернатора Александра Беглова в целом настоящую проверку на прочность. Два дня борьбы с «внезапно» наступившей зимой показали, что Смольный опять проигрывает снежную войну. НЕВСКИЕ НОВОСТИ подробно разбирали, почему чиновникам не удается обеспечить своевременную уборку города, из-за чего Петербург уже который день тонет в сугробах и стоит в «мертвых» пробках. 

Любовь Тервинская
  • Обозреватель
Поделиться статьей в соцсетях