Главная / Власть

Цифровые следы и беспилотники: вице-губернатор Казарин рассказал, каким будет Петербург недалекого будущего

Представленная Смольным стратегия цифровой трансформации Петербурга за 4,5 миллиарда рублей вызвала критику экспертов и непонимание жителей. Горожане скептически пожали плечами, отнеся описание роботов-курьеров и беспилотных автобусов к жанру научно-популярной фантастики. О том, что же на самом деле стоит за 107 листами стратегии, в эксклюзивном интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин.

Станислав Казарин,казарин
Невские Новости  /  Наталия Казакова

Стратегия цифровой трансформации — не художественное чтиво. В течение целого года почти 150 экспертов разрабатывали 78 проектов, которые правительству города предстоит внедрить до 2030 года. До этого срока президент России Владимир Путин определил цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития страны. Об эффективности региональной власти отныне в аппарате президента будут судить в том числе и по ключевым показателям «цифровой зрелости». Но насколько созрел Петербург для столь масштабных проектов, пока непонятно. Не останутся ли модные слова на бумаге просто 107-страничным документом, далеким от обещанного будущего с умными машинами и технологиями?

Затраты на оцифровку Петербурга согласно принятой стратегии — от 700 млн до 1,5 млрд рублей ежегодно. Всего же Смольный собирается вложить в «трансформацию» 4,5 млрд. Уже к 2024 году переход на «цифру» ждет здравоохранение, образование, транспорт, городскую среду, госуправление, социальную сферу, туризм, культуру, строительство, промышленность и спорт — всего 11 отраслей.

Проактивный подход

Большинство экспертов позитивно восприняли сам факт появления стратегии, но нашли в документе немало «багов».

Опасения вызывают широкое хождение биометрических данных, сохранение тайны личной жизни, ответственность за перевозку пассажиров машинами без водителей. Непонятна также необходимость заново разрабатывать многочисленные дубли уже существующих сервисов и мобильных приложений за бюджетные средства. Развенчать опасения или успокоить петербуржцев НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили «цифрового» вице-губернатора города Станислава Казарина.

Он уверен, что человек не выпустит из-под контроля искусственный интеллект.

«Цифровые технологии могут помочь в развитии общества, взаимоотношениях гражданина и государства, но изменить социальное устройство могут только люди. Я глубоко убежден, что мир вокруг нас станет удобнее и проще, что нам не будет требоваться много времени на получение услуг и сервисов от государства, что государство будет использовать проактивный подход в предоставлении гражданам льгот и выплат,сказал он. — Предпосылок для того, чтобы было как-то иначе, пока нет. Конечно, машинное обучение, в том числе глубокое, позволяет искусственному интеллекту совершенствоваться. Однако он не обладает возможностью самостоятельного видения мира, если только это не запрограммировано человеком. С развитием технологий мы всегда будем находиться перед выбором: какие решения доверять машине, а какие принимать самим. Без ИИ нельзя представить современное общество, но контроль за его развитием и ответственность за принятие решений должны быть и будут у человека».

— Станислав Валерьевич, если честно, большинство горожан не задумывается над терминами, проактивный ли подход использует администрация, или какой-то другой. Мы хотим получать то, что нам причитается, максимально удобным и быстрым способом. Из обнародованной вами стратегии цифровой трансформации Петербурга, что будет воплощено в первую очередь?

«Ее реализация, прежде всего, упростит для жителей Петербурга процесс получения государственных услуг. Уже в 2024 году доля госуслуг, доступных в электронном виде, составит 95 %. В здравоохранении нас ждет внедрение телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов. К 2030 году все петербуржцы смогут получать рецепты в электронной форме, а половина жителей города — консультации врачей в режиме ВКС. В сфере образования будут развиваться информационные системы, которые обеспечат эффективную коммуникацию педагогов с родителями, сервисы по записи в школы, детские сады, спортивные секции и кружки. Станет доступен мониторинг индивидуальной траектории развития ребенка, включая информацию о дополнительном образовании»,перечислил Станислав Казарин.

Очевидно, что список запланированных мероприятий перечисленными не ограничивается, и вице-губернатор готов его продолжить. В течение года он лично проводил в резиденции К2 на Крестовском острове многочасовые сессии с привлечением специалистов и экспертов по каждой из 11 выбранных отраслей городского хозяйства. Кстати, электронная запись к врачам, в том числе узким специалистам, уже давно реализована в Петербурге: записаться можно как через портал «Госуслуги», так и на сайтах некоторых поликлиник.

«Для горожан, нуждающихся в долговременной социальной помощи, будет разработан сервис индивидуальной программы подачи заявления в электронном виде. Мы создаем принципиально новую систему для перехода на предоставление мер социальной поддержки в проактивном порядке»,так обозначил вице-губернатор Казарин ближайшие планы по цифровизации «социалки».

Корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ смутила частота использования нового «модного» термина «проактивный». Вот что говорит о нем Оксфордский толковый словарь по психологии 2002 года издания:

Проактивность — навык, который помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям. Впервые слово "проактивный" было употреблено автором логотерапии Виктором Франком в его книге "Человек в поисках смысла" (написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере) для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Гости из будущего

— Насколько близка перспектива беспилотной доставки товаров и беспилотного общественного транспорта для Петербурга?

«Беспилотные транспортные средства — это новая реальность как для мира в целом, так и для Петербурга в частности. Если говорить о перспективе беспилотной доставки товаров, то это уже не перспектива, а реализующийся проект. Так, летом 2021 года компанией "Яндекс" был запущен сервис по доставке еды роботами в пригороде Мурино»,уточнил вице-губернатор.

 

Петербург 2:0:
Пресс-служба компании «Яндекс» /

«Государство оказывает поддержку технологиям беспилотного транспорта, создано некоммерческое объединение НТИ "Автонет". На платной трассе Москва — Петербург уже планируется экспериментальный запуск беспилотных грузовиков. В Москве уже тестируется беспилотное такси, есть небольшие роботы, которые, перемещаясь по тротуарам на малой скорости, доставляют малогабаритные грузы горожанам»,продолжил приводить примеры Казарин.

— Станислав Валерьевич, а как будут регулироваться правовые вопросы использования беспилотников на дорогах общего пользования? Кто будет нести ответственность за пассажиров и как быть с действующей Венской конвенцией, которая утверждает, что каждое транспортное средство должно иметь водителя?

«Что касается Венской конвенции о дорожном движении, она была принята в 1968 году и не содержит правил относительно беспилотного транспорта ввиду его отсутствия в то время. Некоммерческое партнерство ГЛОНАСС уже направило обращение, призывающее приостановить действие отдельных положений конвенции о дорожном движении, так как они препятствуют внедрению технологии беспилотного автомобильного транспорта. Так или иначе, нормативные акты подлежат пересмотру. Это неизбежность на пути технологического развития, — поясняет "цифровой" вице-губернатор.Законодательство не всегда успевает за прогрессом»

Петербург 2:0:
Невские Новости / Наталья Казакова

Появление в Петербурге специального «цифрового» губернатора полностью соответствует и духу времени, и глобальной государственной задаче. Еще несколько лет назад премьер-министр Михаил Мишустин поручил создать во всех органах исполнительной власти должность «зама», ответственного за трансформацию. Требования к новым чиновникам разработало Минцифры: обладать управленческим потенциалом, иметь навык внедрения ноу-хау и реализации IT-проектов.

Казарин — один из самых молодых членов городского правительства. Он, согласно официальной биографии, окончил Самарский государственный аэрокосмический университет по специальности «Инженер-математик», работал и программистом, и начальником отдела информатизации администрации Самарской области. На Волжских берегах дослужился до руководителя управления формирования электронного правительства, позже возглавил департамент информационных технологий и связи Самарской области. Был причастен к созданию технопарка «Жигулевская долина», а затем в 2019 году появился в Северной столице на позиции председателя комитета по информатизации и связи. 

В должности председателя Станислав Казарин сменил Дениса Чамару, перешедшего на работу в Минцифры советником министра. А в начале 2021-го ЗакС Петербурга одобрил кандидатуру Казарина на должность вице-губернатора. Ему была поставлена задача цифрового преобразования Петербурга, включая предоставление государственных услуг. Словно в нагрузку в круг полномочий чиновника включили управление по развитию садоводства и огородничества.

Петербург 2:0:
pr scr gov.spb.ru /

Переход «на цифру» без цифр

— Какой пункт стратегии самый дорогой для городского бюджета?

«Одними из самых приоритетных и затратных являются сферы здравоохранения, образования, социальная сфера и транспорт, ответил Казарин и снова перечислил все то, что планируется реализовать, оставив вне фокуса внимания суммы, на которые названные проекты будут реализовываться. — Создание единого цифрового контура в здравоохранении позволит автоматизировать работу врачей и среднего медицинского персонала, снизит время на обслуживание пациентов, сократит число врачебных ошибок. В сфере образования мы запустим сервисы: "Личный электронный кабинет обучающегося", "Электронный кабинет учителя", "Личный электронный кабинет родителя". В социальной сфере основные расходы лягут на создание единой платформы, обеспечивающей предоставление мер социальной поддержки в электронном виде. Речь идет об уведомлениях о выплатах и льготах и их автоматическом беззаявительном назначении при выявлении новых жизненных обстоятельств. Несколько крупных, а значит и затратных проектов запланировано в сфере городского транспорта и логистики. У жителей появятся комфортные и безопасные условия для перемещения разными видами транспорта, увеличится количество способов оплаты проезда. У города — возможность на цифровой платформе строить планы движения».

— Интересно, что у Смольного готов сервис, информирующий петербуржцев о выезде и времени прибытия автомобилей скорой помощи. Но для той же неотложки или пожарных машин, насколько мы знаем, эту опцию пока не ввели, почему?

«С 4 октября 2021 года у петербуржцев появилась возможность получать оперативную информацию о движении машины скорой помощи, выехавшей на вызов. В рамках тестовой эксплуатации сервис развернут на всей территории обслуживания городской станции скорой медицинской помощи. Изначально он проектировался и задумывался для применения только в экстренных случаях, когда есть опасность для жизни. Оказание же неотложной медицинской помощи происходит в условиях, когда такой угрозы нет»,уточнил Казарин.

— Станислав Валерьевич, как работает сервис?

«При обработке вызова по телефонам 103, 112 устанавливается, что пациенту экстренно требуется медицинская помощь. После оформления вызова на номер заявителя поступает SMS-сообщение, содержащее ссылку на интерактивную карту, где указаны местоположение машины скорой помощи, маршрут движения и конечная точка. Это позволяет не только отслеживать перемещение, но и заранее обеспечить проезд медицинской бригаде, например, попросить соседей убрать их неудачно припаркованные автомобили»,пояснил «цифровой» вице-губернатор.

Петербург 2:0:
Prt Scr 03.iac.spb.ru /

— В какую сумму выльется полное оснащение общественного транспорта системами безналичной оплаты проезда? Успеет ли Смольный в заявленные сроки — 2022 год?

«В перечень мероприятий цифровой трансформации входит разработка и внедрение системы безналичной оплаты проезда. Уже сейчас город не покупает транспортные средства без устройств оплаты по картам. Вопрос установки оборудования на транспорт частных перевозчиков решается поэтапно, с учетом предстоящей транспортной реформы, назначенной на 2022 год. Так что внедрение полномасштабного сервиса безналичной оплаты на транспорте по всему Петербургу — вопрос ближайшего будущего»,ответил Казарин и снова не назвал ни одной цифры.

— Вы заявляли о том, что планируется разработать собственную систему, которая будет оповещать водителей о ситуации на дорогах. Нас ждет еще один навигатор? Зачем, если эта функция успешно реализована в «Яндекс.Картах»? Если же это будет новый сервис, сколько потребуется средств на его продвижение и рекламу?

«Планируется внедрение на общественном транспорте системы для предотвращения транспортных инцидентов в помощь водителю. Она позволит контролировать "слепые зоны", распознавать потенциально опасные ситуации, дорожные знаки, предупреждать о возможном наезде на пешехода или велосипедиста, оповещать в случае непреднамеренного съезда с полосы движения и так далее. Очевидно, что данные функции уходят далеко за пределы возможности обычного навигатора — данный проект не предполагает создание сервисов, подобных "Яндекс.Картам". Мы не собираемся конкурировать с "Яндексом", мы, наоборот, предоставим им данные, чтобы они могли грамотнее направлять транспортные потоки в городе через свой навигатор», — рассказал вице-губернатор.

Безопасность vs личное пространство

— Многие эксперты считают, что широкое использование биометрии чревато непоправимыми утечками личной информации (биометрию нельзя переписать, если ее кто-то украл и она вошла в базы на черном рынке — человек скомпрометирован навсегда). Как планируется защищать наши данные?

«Это действительно важный вопрос. Защита биометрических данных граждан сейчас является одной из обсуждаемых тем, как на региональном, так и на федеральном уровне. Совсем недавно (23 октября) был принят федеральный закон, который ограничивает перечень ситуаций, требующих сбор государственными органами биометрических данных,пояснил вице-губернатор. — На данном этапе можно сказать однозначно: государственные и городские сервисы должны и будут обладать надежными и современными средствами защиты, построенными в соответствии с новейшими технологиями криптографии. Государство уже может гарантировать сохранность собираемых данных. Безусловно, с каждым годом системы защиты будут только совершенствоваться».

— А как же камеры на улицах, оплата товаров и услуг онлайн, сканирование отпечатка пальцев или сетчатки глаза при входе в транспорт, которое планируется ввести в среднесрочной перспективе? Останется ли у петербуржцев уголок, где государство не сможет следить за ними? 

«Люди сами могут контролировать уровень наполнения своей жизни цифровыми сервисами. Даже при наличии технологий "умного дома" человек может выключить устройства и выйти из сети. Ему ничто не мешает получать госуслуги очно — в органах власти или МФЦ. Решить, как ему удобно и комфортно взаимодействовать с цифровым миром. Но удобство и комфорт предполагают безопасность. И цифровые технологии в обеспечении этой безопасности уже доказали свою эффективность. Снижение преступности — основной показатель того, что система действительно работает. Общественная безопасность налагает ограничения на активность тех граждан, которые в ней не заинтересованы, то есть на преступников. Для обычного гражданина наличие камер на улицах, системы визуальной идентификации и отслеживания перемещений дают больше плюсов и удобств, безопасность для него и для его детей, не налагая каких-то существенных ограничений»,заверил Станислав Казарин.

Петербург 2:0:
Невские Новости / Анна Карпова

И эта, последняя затронутая нами в разговоре с вице-губернатором тема, оставила двоякое впечатление. С одной стороны, потребность в безопасности только растет. С другой, Казарин прямо говорит: общественная безопасность налагает ограничения, не согласен с ограничениями только преступник. И, конечно, чиновник лукавит, заверяя, что мы с вами можем контролировать свой цифровой след. Безусловно, мы можем не пользоваться «Госуслугами» и ходить на личные приемы к должностным лицам, можем отказаться от камеры в домофоне, от домофона вообще, от онлайн-покупок в интернет-магазинах, интернет-банка, и даже выбросить свой смартфон. Но мы при всем желании не сможем заставить отвернуться от нас камеры на улицах, выключить распознавание лица или отслеживание перемещения внутри того же пассажиропотока. 

Во второй части интервью с вице-губернатором Станиславом Казариным НЕВСКИЕ НОВОСТИ расскажут о том, как цифровые сервисы появлялись в Петербурге в течении предыдущего десятилетия: какие из них прижились и получили развитие, а какие — канули в лету. И почему районные чиновники среднего звена воспринимают цифровизацию в штыки. А про скрытые угрозы принятой стратегии читайте в нашем материале «Петербург по Оруэллу».