Главная / Общество

«Для них мы — дичь»: как вести себя при разговоре с телефонным мошенником

В Петербурге заведены почти четыре тысячи уголовных дел из-за мошенничества. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили у экспертов, как распознать преступников, стоит ли с ними говорить, а также что делать, если вы все-таки стали жертвами обмана.

банковская карта,кредитная,безналичный
pixabay.com  / 

За 2021 год в Петербурге открыли 3 837 уголовных дел по факту мошеннических действий со стороны фальшивых банковских работников и лжеполицейских. В пресс-службе ГУ МВД отметили, что количество таких преступлений растет, а злоумышленники прибегают ко все более изощренным методам вымогания денег у горожан.

Как вычислить мошенника? Как вести себя во время разговора со злоумышленником? Какую информацию ни в коем случае нельзя говорить «банковским работникам»? И наконец, что делать, если преступникам удалось вас провести и взять кредит на ваше имя либо вынудить перевести им солидную сумму? Разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Специалисты банка так себя не ведут

«Во-первых, чисто технический момент: банки никогда не звонят. Максимум, они могут скинуть уведомление в онлайн-кабинет. Поэтому любой звонок — уже первая мысль, что это мошенничество,рассказала психолог Ольга Иванова. Второй момент: банки, если что-то экстраординарное случилось, звонят со стационарных телефонов, а не с мобильников. Поэтому нужно обращать внимание на то, что это за номер. Если номер мобильный, сразу возникает вопрос, а не мошенник ли это. Кроме того, еще важно обратить внимание на время звонка — они стараются звонить так, чтобы вы не могли перезвонить в банк и перепроверить».

«Для них мы — дичь»: как вести себя при разговоре с телефонным мошенником
freepik.com / Designed by Freepik

По словам юриста Дениса Фролова, мошенники часто совершают звонки не с территории России и используют технологию, позволяющую генерировать у принимающего звонок абсолютно случайные номера. Представиться неизвестные могут кем угодно: от банковских служащих до сотрудников ФСБ.

«Ни в коем случае не передавайте никакие персональные данные — если это реальный банк, то все ваши данные у банка есть, и дата рождения, и паспортные данные, и номера счетов. И ни в коем случае, конечно же, нельзя сообщать одноразовые пароли для подтверждения банковских операций, которые вам приходят от банка», — подчеркнул Фролов.

Как отметила психолог Юлия Холодова, всегда нужно помнить еще кое что: представители реальных структур никогда не будут пытаться вызвать у человека эмоциональный отклик и будут задавать сугубо конкретные вопросы, не стараясь запугать или разозлить.

Нюансы общения с мошенником

В первую очередь не нужно поддаваться панике, что бы мошенники на другом конце провода ни заявляли. Человеку нужно постараться сохранить трезвый рассудок и напомнить себе, что он находится в безопасности.

«Пытаться их переиграть — бессмысленно. Они в любом случае выиграют. Если вы будете думать, с ними соперничать, пытаться их как-то уговорить, убедить — они все равно сильнее в этой ситуации. Любое удлинение разговора — это лишние возможности для них вами манипулировать, потому что любое слово, которое вы говорите, для них это полезная информация о том, какие у вас слабые точки, на что можно влиять»,объяснила Ольга Иванова.

«Для них мы — дичь»: как вести себя при разговоре с телефонным мошенником
pixabay.com /

Психолог советует как можно скорее прервать общение, причем максимально вежливо, например, попросить перезвонить через несколько часов либо оставить свой номер для перезвона. Как правило, этого достаточно, чтобы злоумышленник стушевался и сам отказался от дальнейшего разговора. Если же человек будет злить преступников, то те могут начать названивать постоянно — просто из вредности.

«Они не испытывают чувство стыда. Для них мы — дичь, на которую они охотятся. У них единственное чувство по поводу того, что они делают — это чувство азарта. Найти способ нас развести — им это интересно. Поэтому выстраивать с ними какие-то личные отношения, пытаться угрожать или еще что-то — вообще бесполезно, потому что они к этому привыкли, и их это вообще не трогает», — описала мошенников Иванова.

Стоит отметить, что все эксперты рекомендуют не произносить слова «да» и «нет» при разговоре с незнакомцами. Их могут вырезать из реплики и использовать для голосового управления счетом.

Если все же попались на удочку

Для начала: не стоит себя корить, ведь далеко не каждый может устоять перед преступниками, профессионально занимающимися обманом и запугиванием граждан. Ольга Иванова предлагает считать это бесценным опытом, благодаря которому человек в будущем уже не попадется подобный трюк.

«Для них мы — дичь»: как вести себя при разговоре с телефонным мошенником
Федеральное агентство новостей / Борис Гришин

Более практические советы дал эксперт-консультант по банкротству компании «Финансово-правовой Альянс» Алексей Сорокин. Он рассказал, что в случае, если на гражданина завели кредит, ему стоит немедленно пойти в полицию. В будущем ему придется доказывать факт, что он не брал займ, в суде, и своевременное заявление в правоохранительные органы станет одним из доказательств его добросовестности.

«Также я бы порекомендовал позвонить на горячую линию банка или воспользоваться его приложением, чтобы заблокировать дальнейшие операции по карте. Не лишним будет сразу заказать у банка выписку по счету, с которой были украдены денежные средства, а у оператора связи стоит запросить детализацию звонков. Все это в дальнейшем может помочь полиции, если уголовное дело будет возбуждено», — порекомендовал эксперт.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали об ушлой мошеннице, выдававшей себя за родственников умерших людей ради получения недвижимости.

Дмитрий Архипов
  • Редактор ленты новостей