Главная / Жизнь

«Сумасшедший ветер гнал живые паруса на минные поля»: Дороге жизни — 80 лет

Первый рейс по льду Ладоги совершил конно-санный обоз, но в кратчайшие сроки переправа доросла до автомагистрали и стала настоящим спасением для блокадного Ленинграда.

«Сумасшедший ветер гнал живые паруса на минные поля»: Дороге жизни — 80 лет
ТАСС  /  Григорьяни Серго

Ровно 80 лет назад, 22 ноября 1941 года, была открыта знаменитая трасса на льду Ладожского озера, которая стала единственной спасительной ниточкой для жителей осажденного Ленинграда. В этот день блокадный город связала с большой землей Дорога жизни.

Сегодня многим трудно поверить, что в ноябре зима полноценно вступает в свои права, однако в 1941-м климат был более суровым и беспощадным. Однако именно такие тяжелые погодные условия позволили вдохнуть жизнь в город, скованный блокадным кольцом. Дорога жизни появилась в тот момент, когда нормы продовольствия были катастрофически малы.

Дерзкая идея

«Сумасшедший ветер гнал живые паруса на минные поля»: Дороге жизни — 80 лет
ТАСС / Мазелев Рафаил

Люди от голода падали замертво прямо на улицах Ленинграда. Каждый рабочий получал по 250 граммов хлеба в сутки, а просто ленинградец — всего 125 граммов в день. Фронту продуктов тоже сильно не хватало. Спасение пришло из области науки: решено было с нуля разработать целую инфраструктуру, которая должна прослужить всю зиму.

В беседе с ТАСС директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов назвал строительство ледовой трассы через Ладогу абсолютно грандиозной и дерзкой даже для мирного времени идеей.

«Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства. Дорога жизни обычно представляется обывателю как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой. Но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот», — подчеркнул он.

Из ледяной дорожки — в автомагистраль

«Сумасшедший ветер гнал живые паруса на минные поля»: Дороге жизни — 80 лет
ТАСС / Мазелев Рафаил

Необходимо понимать, что по Дороге жизни доставляли не только продовольствие. Эта ледовая переправа позволяла поставлять на фронт, в том числе на оборону Москвы, изготовленные в блокадном городе орудия и снаряды.

«Когда работа дороги несколько наладилась, назначение трасс было строго определено. Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины. Отдельно шел вывоз раненых, детей, также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, потому что в случае взрыва это было огромное пламя и, как следствие, подтаявший лед. Все было очень продумано», — отмечал историк Ростислав Любвин.

Такой расклад существовал, конечно, не с первого дня открытия ледовой трассы. По дороге открыли пешеходное и гужевое движение, а первый санный обоз с жизненно необходимой для ленинградцев мукой не смог достичь цели.

Однако 22 ноября Дорога жизни позволила обеспечить город 33 тоннами хлеба. Всего с ноября 1941 по апрель 1942 года ледовую переправу обслуживали около четырех тысяч автомобилей. В это число не включали гужевые повозки. Техническое состояние автомобилей во время первого периода работы трассы оставляло желать лучшего, но к концу навигации ситуация слегка выправилась.

«Потери, особенно в первое время, были очень большими. В 1965 году группа дайверов в честь 20-летия Победы прошла по дну озера, по Дороге жизни. Они сказали, что фактически шли по крышам автомобилей», — поделился Любвин.

И действительно, поездка по Дороге жизни не всегда завершалась благополучно. Слабость льда, а также близость немцев, оставлявших на заснеженной трассе полыньи, приводили к тому, что грузовики и автобусы периодически шли на дно. Некоторые машины удавалось вытаскивать, однако иногда это было невозможно. 

«Ветер сносил колонны на льду, как и корабли, в сторону от проложенного курса следования. Не раз приходилось видеть, как дрейфуют на скользком, словно отполированном льду боевые порядки пехоты, как сумасшедший ветер, вырвав из строя отдельных бойцов, гнал эти "живые паруса" на минные поля, как волчком крутились и опрокидывались автомашины», — писал в воспоминаниях начальник ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаил Казанский.

Далеко не всем раненым и детям удалось достичь берега. Спустя десятки лет после Великой Отечественной войны водолазам удалось обнаружить огромное количество вещей тех, чья жизнь оборвалась на ледяной переправе. Некоторые предметы стали экспонатами Музея обороны и блокады Ленинграда.

«В 2000-х годах экспедиция дайверов обнаружила эти детские игрушки. Внутри некоторых из них до сих пор остался озерный песок, многие покрыты водорослями. Но игрушки увидели свет спустя много десятилетий, а дети эти, конечно же, погибли», — рассказывал историк Виталий Бондарь.

Чудеса инженерной мысли

Никто не посмеет оспаривать героизм людей, которые во время блокады Ленинграда рисковали своими жизнями ради спасения других и торжества мира на земле. В отсутствии изобретательности советских граждан тоже было нельзя обвинить.

В 1941 году был придуман прогибограф — измеряющий степень прогибания льда прибор, благодаря которому грузовики перестали через одного уходить под воду. Но на этом чудеса инженерной мысли не закончились.

Вторая блокадная зима началась со строительства невиданной доселе железной Дороги жизни. По замыслу легендарного инженера Ивана Зубкова, лед должен был стать скрепляющим материалом. С его помощью предполагалась поддержка столбов с несущими балками. Появление железной дороги на замерзшем озере казалось невозможным, однако проект стали уверенно воплощать в жизнь.

По девятикилометровым участкам трассы в обе стороны даже успели запустить небольшие маневровики. Однако в начале 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Солдатам удалось отвоевать у немцев полосу настоящей земли, где впоследствии и проложили рельсы. Уникальная железная дорога так и не появилась, а все силы были брошены на лед Невы.

Напомним, что в связи с 80-летием Дороги жизни ветеранам и блокадникам выплатили по 50 тысяч рублей. ПФР перечислил единовременную выплату в ноябре вместе с пенсией и другими пособиями. Об этом писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Юлия Данилова
  • Редактор ленты новостей