Главная / Город

Ударит по трудящимся: повышение цен на проезд может оказаться для Смольного ошибкой

Петербургские власти пытаются выработать идеальную систему работы общественного транспорта в городе. Однако получается у них так себе, поскольку экономических минусов в грядущем изменении тарифов на проезд гораздо больше, чем плюсов.

жк-дисплеи,турникет,метро,терминал
Невские Новости  / 

Поздним вечером 22 ноября администрация Петербурга объявила о грядущем повышении цен на проезд в метро и наземном транспорте. С начала 2022 года они вырастут сразу на 5 рублей.

В то же время Смольный попытался сгладить ситуацию, уточнив, что для обладателей Единой карты петербуржца (ЕКП) цену на одну поездку снизили, а кроме этого, отменили повышенные тарифы на пригородные маршруты. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, почему городские власти вроде хотели сделать лучше, а получилось у них как всегда.

Дорога в ад: Смольный опять ошибся с ценами на транспорт
Невские Новости / Дарья Зуева

Пострадают туристы

Самой ущемленной частью пассажиров после повышения цены на проезд станут туристы. Согласно приведенной чиновниками статистике, однократные поездки в метро и на наземном транспорте совершают в основном именно они. Доля таких поездок уменьшается каждый год, и сейчас она составляет 14,5 %.

Как объяснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ руководитель Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктор Орлов, до недавнего времени повышенная стоимость проезда по «гостевому» тарифу была общепринятой практикой в мире.

«Сейчас крупные города ориентированы на то, чтобы меньше самим заниматься реализацией проездных билетов, а значит и меньше вкладывать бюджетных денег на содержание точек продаж проездных, службу поддержки, претензионный отдел и так далее. Сейчас популярно использовать бесконтактные карты и мобильные телефоны. Многие крупные города стимулируют этот подход серьезными скидками. Например, в Москве стоимость проезда во всем общественном транспорте 60 рублей, а при оплате любым бесконтактным способом стоимость будет уже 46 рублей. То есть любой человек может использовать скидку, не терять время в кассах, а бюджет Москвы сможет сэкономить на сотрудниках, пластике и иных ресурсах», — уточнил Орлов.

Повышение цен на однократный проезд приведет к тому, что Петербург уже через месяц с небольшим может обогнать Москву по стоимости жетонов и билетов в общественном транспорте. При этом зарплаты в столице примерно в два раза больше, чем в городе на Неве.

Благими намерениями: повышение цен на проезд в Петербурге может оказаться ошибкой
Невские Новости / Анна Карпова

Петербуржцы приготовились протестовать

За последние годы цена одной поездки в Петербурге выросла весьма существенно. В 2020 году стоимость увеличили с 45 до 55 рублей, спустя год — до 60 рублей. Учитывая грядущее подорожание, можно считать, что жетон подорожал на 20 рублей.

Повышение цен на проезд уже вызвало резкую критику со стороны петербуржцев. В социальных сетях они выражают недовольство и ехидно шутят над чиновниками, предлагая увеличить стоимость сразу до 100 рублей. Это может сильно ударить по имиджу Смольного, став в итоге его ошибкой.

«Безусловно, повышение цен на проезд в условиях тяжелой социально-экономической ситуации, которую еще более усугубили ограничения, введенные в связи с коронавирусом, ударит по благополучию и социальному самочувствию абсолютного большинства трудящихся в нашем городе. И было бы целесообразно этого повышения избежать. Это приведет к росту социальной напряженности в городе, к росту недовольства действиями исполнительной власти, и в сочетании прочими ограничениями, вызванными, например, введением QR-кода, может привести и к массовым вспышками протеста. Все это [произошло] одновременно, и все это действует по совокупности и ухудшает социальное самочувствие горожан», — отметил в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ представитель Движения гражданских инициатив, политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик. 

Дорога в ад: Смольный опять ошибся с ценами на транспорт
ФБА «Экономика сегодня» / Александра Мельник

«Подорожник» тоже вырос в цене

Решение Смольного ударит и по владельцам проездных билетов «Подорожник», которых среди пассажиров в Петербурге большинство. Стоимость одной поездки по такой карте вырастет на 4 рубля. В метро она составит 45 рублей, а в наземном транспорте — 40.

В то же время с 1 апреля 2022 в рамках первого этапа новой модели транспортного обслуживания планируется ввести пересадочный тариф «60 минут». По нему стоимость первой поездки в течение часа на социальном маршруте наземного транспорта составит 40 рублей, второй — 10 рублей, а третья и последующие вообще будут для пассажира бесплатными.

Счастливчики с Единой картой петербуржца

Больше всех повезло обладателям Единой карты петербуржца. Оплата по ней уменьшится на 10,2 % и составит 35 рублей. Если использовать мобильные устройства, то стоимость проезда будет равняться 31 рублю.

Согласно заявлению Смольного, по-прежнему будет выгодно оплачивать поездки в метро банковскими картами с использованием платежной системы «МИР». Стоимость одной поездки в метро с начала 2022 года составит 46 рублей при оплате банковской картой в турникете и 41 рубль при оплате токенизированной банковской картой (токенизацией называется технология, при которой конфиденциальные данные банковской карты отправляются на специальный токен).

Дорога в ад: Смольный опять ошибся с ценами на транспорт
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

Наперекор Москве и Европе

Помимо этого, с 1 апреля 2022 года планируется отменить участковый и километровый тарифы на отдельных маршрутах и установить единый городской тариф. То есть поездка на пригородных автобусах будет стоить столько же, сколько и по городу. Для гостей города она обойдется в 60 рублей, а для обладателей билета «Подорожник» — в 40.

Сейчас плата за проезд по пригородным маршрутам зависит от расстояния. Из-за этого жители пригородов платят в два, а то и в три раза больше. При этом такие населенные пункты, как Петергоф, Ломоносов и Зеленогорск находятся в черте Петербурга.

Смольный пообещал распространить единый тариф на всю городскую и пригородную маршрутную сеть Петербурга. После этого жители удаленных районов будут передвигаться со значительной экономией.

Однако эксперты подвергли такую систему критике и снова поставили в пример Москву.

«С одной стороны, Петербург и все жители должны ездить по одному тарифу. Не должно быть разницы, едет человек из Купчино за 55 рублей или едет из Зеленогорска за 55 рублей. Но с другой стороны, давно было необходимо определить центральную городскую зону и пригородную, после чего ввести тарифы для двух зон, как это сделано в Москве. В заграничных городах такая система существует давно, и есть разделение на множество зон — к примеру, в Лондоне, Париже, Праге», — отметил глава ИГЗТИ Орлов.

Дорога в ад: Смольный опять ошибся с ценами на транспорт
Невские Новости / Дмитрий Матвеев

Увеличится число пробок

Из-за повышения стоимости проезда в общественном транспорте в Петербурге может увеличиться количество пробок. Это произойдет из-за роста числа личных автомобилей.

«Власти, видимо, плохо осознают факт того, что можно людей окончательно отпугнуть от городского транспорта. Тогда произойдет резкий скачок увеличения личного автотранспорта и провоцирование еще больших пробок. Это видно уже сейчас. Вся осень в Петербурге проходит под знаком пробок в 7–9 баллов, а в 2022 году эта ситуация может усугубиться», — считает эксперт Орлов.

По его словам, в городе много поклонников маршрутных такси. С их ликвидацией появится много потенциальных желающих купить личный автомобиль, поскольку скорость наземного транспорта довольно низкая, а серьезной программы по обеспечению приоритета для движения трамваев, троллейбусов и автобусов не просматривается.

Незадолго до этого НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, как петербуржцы могут обмануть Смольный (не нарушая при этом закон) и сэкономить на поездке в общественном транспорте.

Дмитрий Матвеев
  • Обозреватель