Главная / Транспорт

«Тарифное меню», «Ласточки» в Пушкин и перспективы ТПУ: Поляков рассказал о ближайшем будущем транспорта Петербурга

Жителям Петербурга в ближайшем будущем предстоит окончательно отказаться от жетонов на метро, уступив их туристам, а в пригороды можно будет добраться на скоростных «Ласточках», не замочив ног при пересадке из метро в электричку. Председатель комтранса Кирилл Поляков приоткрыл новые перспективы транспортной реформы.

коронавирус,маски,метро спб,без масок,безмасочнки,метро,рейд
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Брифинг председателя городского комтранса Кирилла Полякова прошел на фоне официального объявления Смольным об изменении тарифов на проезд в общественном транспорте с нового года. Несмотря на то, что информационное пространство Петербурга немного взбаламутила «утка» о грядущем запрете рекламы в петербургском метро, Кирилл Поляков попытался доступно объяснить журналистам, почему общественный транспорт Петербурга завтра, будет гораздо лучше, чем вчера.  Впрочем, обо всем по порядку.

Горожан накормили новым «тарифным меню»

Жители Петербурга с нового года будут платить за проезд в общественном транспорте в зависимости от своей подкованности в современных информационных технологиях. Информацию о грядущем изменении тарифов накануне вечером распространил Смольный, спрятав первоначальное сообщение о повышении стоимости проезда за странным заголовком пресс-релиза «Жители Зеленогорска, Ломоносова и других пригородных районов будут меньше платить за поездки на большие расстояния».

На самом деле, с нового года городские власти повышают стоимость проезда по разовым билетам и жетонам, которые в Смольном лукаво называют «гостевыми», и предоставляют существенные скидки при оплате с помощью карточек платежных систем «Мир» и «Единая карта петербуржца». Стоимость «жетона на метро» в Петербурге выросла за три года уже на 20 рублей. НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили Кирилла Полякова прокомментировать столь стремительный рост тарифов на проезд.

По мнению председателя комитета по транспорту, ежегодный рост тарифов на проезд в общественном транспорте Петербурга оправдан инфляцией и стремлением властей заставить гостей города платить за проезд больше, а петербуржцам дать возможность сэкономить.

«Сегодня мы фиксируем примерную себестоимость перевозки для нас — это 70 рублей за пассажира на электрическом транспорте и метрополитене, и чуть меньше 65 рублей за пассажира на автобусных перевозках, причем эта же себестоимость подтверждается и частными компаниями. Вот, исходя из этого, так называемый "гостевой" тариф максимально приближен к экономически обоснованному. Все остальное — это, соответственно, льготы. Льготы для жителей — это "Подорожник", это в том числе мотивационная программа, которая у нас вместе с НСПК  (национальная система платежных карт. — Прим. ред.) платежной картой "Мир",  Единая карта петербуржца, это наш совместный проект города и НСПК. Это дополнительная скидка конкретно в метрополитене по ЕКП, которая составляет от экономически обоснованного в два раза ниже, от "гостевого тарифа" скидка получается порядка 30 рублей, и если эта карта "Мир" токенизирована в телефон, то, соответственно, это 31 рубль.  Это совместная наша с НСПК мотивационная программа», рассказал Кирилл Поляков.

«Тарифное меню», «Ласточки» в Пушкин и перспективы ТПУ: Поляков рассказал о ближайшем будущем транспорта Петербурга
ФБА «Экономика сегодня» / Степан Яцко

Председатель комтранса подчеркнул, что ЕКП сегодня может оформить любой гражданин России, вне зависимости от региона регистрации, а оформить банковскую карту «Мир» и оплачивать ей проезд могут даже иностранные трудовые мигранты, работающие в Петербурге.

Фактически чиновники с помощью нового «тарифного меню» вынуждают желающих экономить горожан осваивать новые информационные технологии и переходить на оплату проезда с помощью «токенов» в мобильном телефоне и ЕКП. Желание понятное, но, к сожалению, Смольный до сих пор не смог предложить горожанам простого и удобного в использовании мобильного приложения в смартфон, позволяющего контролировать «баланс на проезд» и дистанционно его пополнять без визита в кассы для оплаты и валидации электронного проездного документа.

Например, для того чтобы в вашей «Единой карте петербуржца» заработало так называемое «транспортное приложение», позволяющее получить максимальную скидку на проезд, необходимо выполнить последовательность физических действий: сначала записать выбранный проездной билет  на ЕКП в кассе метро, потом его активировать. Проверять баланс «транспортного приложения» придется тоже в кассе. Схема для 2022 года, мягко говоря, удивительная.

Любопытно, но журналист НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ не смог обнаружить инструкции по установке и пополнению «транспортного приложения» ни на сайте петербургского метрополитена, ни на сайте организатора перевозок, ни даже на сайте Единой карты петербуржца. Инструкции опубликованы только для электронной карты «Подорожник», ветерана цифровой оплаты за проезд в петербургском транспорте.

Кроме того, на сегодняшний день, на станциях метро только по 1-2 турникета оборудовано устройствами для считывания банковских карт и «транспортного приложения». Впрочем, этот недостаток  чиновники обещают исправить в течении 2022 года, потратив 130 миллионов рублей на замену половины турникетов в метро на универсальные.

«Тарифное меню», «Ласточки» в Пушкин и перспективы ТПУ: Поляков рассказал о ближайшем будущем транспорта Петербурга
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

С использованием новых способов оплаты в наземном транспорте дело обстоит полегче, по словам Кирилла Полякова, «вся новая техника, поступающая в рамках перехода на новую транспортную модель, оснащается универсальными валидаторами».

Пообещал председатель комтранса и удобное мобильное приложение для грамотного использования «тарифного меню» без посещения физических касс. По его словам, разработка приложения уже ведется, и петербуржцев познакомят с ним в будущем году.

Непонятно для горожан, но неожиданно для специалистов, прозвучали слова про АСУ ГПТ и СЭКОП. Это информационные системы, которые комтранс и перевозчики используют для расчета пассажиропотоков, учета объема пассажирских перевозок и электронной оплаты проезда. По словам Кирилла Полякова, обе системы переходят из ведения комитета по информатизации в ведение комтранса и будут дорабатываться под «новую транспортную модель». Председатель комитета анонсировал опубликование тематических госзакупок комитетом и «Организатором перевозок» уже в ближайшее время.

В сухом остатке, в «новой транспортной модели» горожанам предлагается одновременно использовать несколько не пересекающихся друг с другом способов оплаты проезда в общественном транспорте, а чтобы начать действительно экономить на проезде, «типичному петербуржцу» придется проявить недюжинную смекалку и математические способности.

Транспортная реформа поможет начать строить ТПУ

По словам председателя комтранса, готовность Петербурга к переходу на «новую транспортную модель обслуживания пассажиров», так чиновники называют транспортную реформу, составляет сегодня 80 %. Проблемы Кирилл Поляков видит в небольшом «дефиците водительских кадров» в Петербурге и низким темпом ввода в эксплуатацию заправочных станций газомоторного топлива. Впрочем, последняя проблема успешно решается чиновниками во взаимодействии с профильной дочерней компании «Газпрома». В 2022 году в Петербурге поедут новые экологически чистые автобусы, как государственного перевозчика «Пассажиравтотранс», так и частных компаний, ставших победителями конкурсов на обслуживание новой маршрутной сети городского наземного транспорта.

Напомним, в 2022 году в Петербурге полностью будут ликвидированы так называемые маршрутные такси и «дублирующие» маршруты наземного транспорта.

Начиная с 2023 года, в отдаленные от «материкового Петербурга» пригороды юго-востока и северо-запада, такие как Пушкин, Павловск и Зеленогорск, поедут скоростные «Ласточки». Это совместный проект Смольного и Северо-западной пригородной пассажирской компании (СЗППК).

«Пушкин и Павловск станут одними из пробных направлений "Ласточек" с тактовым движением, после строительства путепровода в створе Московского шоссе в городе Пушкине. Пока нам обещают в 2023 году. В том числе под это сейчас планируются закупки подвижного состава», подчеркнул Кирилл Поляков.

«Тарифное меню», «Ласточки» в Пушкин и перспективы ТПУ: Поляков рассказал о ближайшем будущем транспорта Петербурга
ФБА «Экономика сегодня» / Peter Price

С учетом того, что интервалы тактового движения «Ласточек» в часы пик составят 15-20 минут, предполагается, что это придаст необходимый экономический эффект для строительства в Петербурге современных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В качестве примера Поляков привел пилотный проект, который предлагается реализовать на базе «Старой деревни».

«Я еще когда возглавлял дирекцию СПб и ЛО не скрывал своего позитивного отношения к транспортно-пересадочным узлам, которые работают по принципу "сухие ноги". И мы сейчас совместно с АСИ (агентство стратегических инициатив. — Прим. ред.) ведем эту работу. У нас регулярно проходят консультации по части, касающейся таких проектов. Мы внимательно изучаем все проблемы, с которыми столкнулись наши коллеги в Москве при реализации ТПУ. И разграничение полномочий — там этот кусок к метрополитену относится, с точки зрения транспортной безопасности, вот кусок к РЖД относится, с точки зрения транспортной безопасности, это открытые платформы, сюда есть доступ, как это называется "грязного пассажира", то есть человека, который не прошел досмотр. Чтобы все эти вещи увязать мы как раз над этим работаем. Активно. Поэтому проект хороший, симпатичный, и как раз в рамках развития, как я сказал, тактового движения на Лахту, он будет очень востребован. Именно как железнодорожное сообщение.  Сестрорецк, "Лахта Центр", со Старой Деревней», — отметил Кирилл Поляков.

Председатель комтранса подчеркнул, что ТПУ в первую очередь надо развивать на экономически эффективных направлениях «за средства частных инвесторов и максимально быстро для того, чтобы уже какие-то примеры показать, посмотреть, как это работает».

Впрочем, по словам Кирилла Полякова, в решении вопроса о строительстве ТПУ последнее слово остается за комитетом по инвестициям, которому надо «четко просчитывать финансовую модель государственного участия».

К слову, именно на моменте обсуждения ТПУ и случился казус с «уткой» о запрете рекламы в метрополитене. Журналист одного из изданий спросил у Кирилла Полякова, сможет ли петербургский метрополитен заработать, участвуя в проекте ТПУ, приводя в пример московское метро. Отвечая на вопрос, Поляков подискутировал на тему эффективности наружной рекламы в современном метрополитене, что и привело к появлению журналисткой «утки» о возможном запрете рекламы в метро.

Андрей Краснобаев
  • Главный редактор