Главная / Общество

Зачем Петербургу сверхдорогой разводной мост, и какие сложности возникнут при строительстве

Большое разводное сооружение появится в Невском районе Петербурга и соединит два берега Невы. Власти города считают, что появление новой переправы существенно облегчит жизнь автомобилистам и общественному транспорту. Как оказалось, не все так просто. О влиянии Смоленского моста на дорожное движение всего города и сложностях его возведения, а также сколько будет стоить проект, рассказывают НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Большой Смоленский мост
krti.gov.spb.ru  / 

Правительство Петербурга одобрило проект строительства нового разводного моста через Неву, который соединит Большой Смоленский проспект и улицу Коллонтай. Сооружение будет возвышаться между Володарским и мостом Александра Невского. Известно, что воплощать масштабный проект городские власти планируют за счет инвесторов, а также внушительных налоговых поступлений в городской бюджет от транснациональной компании «Газпром».

В беседе с экспертами НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали о трудностях, с которыми придется столкнуться специалистам при возведении переправы, причинах строительства разводного сооружения, а также о том, какие еще мосты нужны городу.

«Ситуация напряженная»: зачем Петербургу Смоленский мост и какие проблемы он принесет
Невские Новости / Андрей Лящев

Мосты в городе — часть дорожной системы

Самая старая из существующих переправ через Неву была открыта в 1850 году — это Благовещенский мост, который ранее назывался Николаевским и мостом Лейтенанта Шмидта. Уже потом, в конце 80-х годов XIX века, был возведен Литейный, а в 1911 году появился Большеохтинский (мост Петра Великого). В 1916 построили Дворцовый, а немного позже, в 1923 году — Биржевой, который на тот момент назывался мостом Строителей. В 1938 году появился Володарский, в 1960-х — мост Александра Невского и Тучков, в 70-х — Гренадерский и Кантемировский, в начале 2000-х — Вантовый, в 2018 году — Бетанкура. Всего в городе на Неве и его пригородах насчитывается 800 мостов, в историческом центре — 342 конструкции, 12 из них пущены через Неву, разводных — 22.

В пресс-службе администрации города рассказали, что Большой Смоленский мост наладит транспортное сообщение, существенно облегчив жизнь 800 тыс. человек, проживающих на левом и правом берегах Невы. В отличие от соседнего (также планируемого моста Широтной магистрали скоростного движения), он будет разводной и общедоступный.

Инженер по строительству мостов Алексей Агеев рассказал, что переправа получится просторная, как часть уличной системы города. Ширина моста составит минимум 21 метр.

«Если шесть полос, и одна полоса — от 3,2 до 3,5 метра, то такой широкий мост и такое пролетное строение отнимать, передвигать постоянно — какие там реактивные силы должны быть. Поэтому масштабное сооружение, что тут говорить», — прокомментировал эксперт.

Два моста рядом

Трасса восточного скоростного диаметра (ВСД) также будет оснащена мостом через Неву в створе Зольной улицы — его возведут рядом с Большим Смоленским сооружением.

Зачем Петербургу сверхдорогой разводной мост и какие сложности возникнут при строительстве
maps.yandex.ru / Яндекс.Карты

Возникает закономерный вопрос, для чего городу два одинаковых моста. Однако у каждого из проектов есть свои достоинства. ВСД — платная дорога, не предполагающая движение общественного транспорта, ее задача — связать скоростные трассы и объекты, находящиеся в разных концах Петербурга. Большой Смоленский мост — городской проект, предусматривающий «разгрузку» и оптимизацию дорожного движения. Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев подтвердил, что у переправ Восточного скоростного диаметра и Большого Смоленского разные функции.

Зачем Петербургу сверхдорогой разводной мост и какие сложности возникнут при строительстве
gov.spb.ru / Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

При этом, по мнению специалиста, все-таки самым главным достоинством будущего сооружения является наличие в проекте трамвайной линии.

«Наверное, уже лет 20 в разных документах упоминается эта трамвайная линия, которая соединит проспект Стачек и все районы по югу: от проспекта Стачек до улицы Коллонтай. Этой связи широтной пассажирской сейчас очень не хватает», — поделился эксперт.

Он добавил, что по Обводному каналу не хватает «пассажирского движения». Плюс ко всему в Петербурге пропускная способность мостов на пределе из-за большой транспортной нагрузки.

«Ситуация напряженная»: зачем Петербургу Смоленский мост и какие проблемы он принесет
pxhere.com /

Почему построят именно разводной?

Алексей Агеев считает, что разводной мост нужен Петербургу для беспрепятственного пропуска судов различных габаритов. При этом для высокого сооружения необходимы длинные подходы в виде насыпи или эстакады, потому что автомобилям сложно справиться с высоким подъемом. Машины должны заезжать на мост «плавно».

«У нас по нормам предусмотрен определенный продольный уклон, который превышать не рекомендуется. Длинные подходы в городских условиях строить неудобно, плохо. Делается "вариантное проектирование", где сравнивается, как сделать мост высокий с длинными подходами, с эстакадой или с насыпью, или разводной. И вот, оказалось, наверное, что разводной эффективнее»,пояснил эксперт.

Андрей Горев добавил, что при строительстве высокого моста, заезд пришлось бы делать у станции метро «Проспект Большевиков», а съезд — где-нибудь в районе Софийской улицы. Это существенно дальше от центра и крайне неудобно для автомобилистов и пассажиров общественного транспорта. По его мнению, при строительстве переправ в Петербурге, центре притяжения туристических потоков, важной составляющей являются видовые характеристики. Их может удовлетворить лишь невысокое, но мощное разводное сооружение.

«Для скоростных магистралей высокие мосты хороши, а для обычных городских мостов это вариант достаточно сложный. Мост должен связывать территории, которые ближе находятся к реке Неве»,уточнил специалист.

«Ситуация напряженная»: зачем Петербургу Смоленский мост и какие проблемы он принесет
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

Сложности строительства

Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев считает, что рассматривать строительство моста отдельно от всей транспортной системы города неправильно, ведь к возведению переправы необходимо «подготовиться».

«Мост крайне необходим. Он улучшит транспортное сообщение правого и левого берегов Невы, частично разгрузит мост Александра Невского, но в любом случае на левом берегу потребуется расширение транспортных коридоров. Сейчас ситуация напряженная», — поделился эксперт.

Он добавил, что улицы Седова и Бабушкина, а также проспект Обуховской Обороны с нагрузкой не справятся. Поэтому нужна доработка существующей маршрутно-транспортной сети левого берега Невы — ее нужно разгрузить от постоянных пробок.

Алексей Агеев рассказал, что технология строительства разводного моста намного сложнее, чем высокого, из-за особенностей возведения фундамента и опоры.

«Грунты в Петербурге трудные, проблемные — водонасыщенные. Во-вторых, для разводных мостов фундаменты — тоже особое дело. Подвижное строение — значит, появляются разные другие реакции, когда оно открыто, закрыто, движется», — пояснил эксперт.

Он добавил, иногда прокладки фундамента недостаточно и приходится делать специальную «подсистему» — «колодец», что сказывается на процессе строительства, увеличивая его бюджет.

Зачем Петербургу сверхдорогой разводной мост и какие сложности возникнут при строительстве
Невские Новости / Кирилл Конторщиков

Ради моста пожертвуют историческими домами

Однако это лишь одна из возможных проблем — для строительства моста придется снести восемь зданий культурного наследия. Среди них — шесть многоквартирных домов, ветеринарная больница и жилищное агентство в Невском районе. Хотя, например, рецензент проекта строительства, архитектор Никита Явейн считает, что эти объекты являются историческими с большой натяжкой, несмотря на то, что согласно документам большинство из них были построены в начале XX века. 

«Из восьми домов — пять, написано, что они построены в 17 году. Смею вас уверить, ничего в Петербурге в 17-м году не было построено. Это была революция, война, и с 15-го года всякое строительство прекратилось. Это уже неправда», — рассказал Явейн.

По его мнению, даже визуальный анализ зданий говорит о том, что позже они были полностью перестроены — перебиты проемы, заменены деревянные перекрытия на железобетонные. Эксперт считает, что большинство из этих объектов — 3060-х годов постройки и не несут никакой ценности. 

«Итого, выделили более или менее два исторических. Ну, один совсем никакой, непонятно, когда и что он. Второй маленький трехэтажный домик, милый довольно, но никакой, но милый, и соотносится с такой провинциальной архитектурой, которая была на Обуховской Обороны Шлиссельбургского шоссе. Это ж были пригороды, это ж не был город», — заметил специалист.

Трехэтажный домик перекатят — поставят на рельсы и отодвинут на 3040 метров, чтобы сохранить достояние города. Остальные семь, скорее всего, будут снесены.

«Ситуация напряженная»: зачем Петербургу Смоленский мост и какие проблемы он принесет
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

 

Какие еще мосты нужны городу?

Самые популярные у автомобилистов и общественного транспорта городские мосты пролегают через Большую и Малую Неву, а также три моста через Большую Невку, соединяющие южную и северную части города. Семь больших мостов — Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский, два моста через Малую Неву — Биржевой и Тучков и три моста через Большую Невку — Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский, помогают петербуржцам сократить время пути, однако, по мнению, специалистов, сильно перегружены. Поэтому, считает автоэксперт Дмитрий Попов, Петербургу не хватает как минимум четырех переправ, соединяющих два берега Большой Невы.

«Перегон от Большеохтинского моста до Литейного самый длинный у нас в городе, и без мостов. И наличие этого моста или перехода в виде туннеля, было бы хорошо»,уточнил эксперт.

Он добавил, что согласно комплексной схеме организации дорожного движения в городе, предполагается, что берега Обводного канала можно сделать односторонними.

«Северный берег поехал в Адмиралтейские верфи, а южный берег приехал сюда, к мосту Александра Невского. Сделать это невозможно, в том числе и по причине того, что у нас, к сожалению, не хватает мостов через Обводный канал. Тоже было бы неплохо построить парочку-троечку мостов», — подытожил Попов.

«Ситуация напряженная»: зачем Петербургу Смоленский мост и какие проблемы он принесет
krti.gov.spb.ru /

Стоимость строительства моста

Агеев рассказал, что строительство разводного моста в разы дороже неразводного высокого. Стоимость проекта рассчитывается, исходя из цены квадратного метра проезжей части сооружения.

«Стоимость составляет приблизительно от 1,5 тыс. до 5 тыс. долларов [за кв.м — прим.ред], но это в обычных мостах, автодорожных больших, а что касается разводных, то я боюсь предположить. Очевидно, в разы больше», — пояснил эксперт.

Семь лет для строительства разводного шестиполосного моста — не срок, единодушны эксперты. Однако Агеев считает, что, скорее всего, Большую Смоленскую переправу откроют раньше заявленной даты.

Строительство нового сооружения в Невском районе Петербурга вдохнет новую жизнь в транспортную систему города. Хочется верить, что его открытие положит начало новым проектам, направленным на разгрузку дорог и магистралей Северной столицы.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, что семь лет уйдет на строительство нового разводного моста через Неву.

Любовь Тервинская
  • Обозреватель