Главная / Общество

«Приравнено к вандализму»: как чиновники оставляют Петербург на обочине современного искусства

Портрет Федора Михайловича Достоевского в Кузнечном переулке закрасили спустя менее двух недель после празднования 200-летия со дня рождения писателя.

Достоевский,граффити
Prt Scr instagram.com  /  @zenitolet

Две недели спустя после празднования 200-летия со дня рождения Достоевского граффити с изображением писателя закрасили в Кузнечном переулке. Портрет уничтожают уже не в первый раз. Борьбу за творческое высказывание НЕВСКИЕ НОВОСТИ обсудили с создателем граффити, художником Олегом Лукьяновым.

Автор рассказал, что портрет Федора Михайловича впервые сделали в 2019 году, сразу после городского праздника «День Достоевского», и он продержался до 200-летия писателя. Граффити радовало петербуржцев, а экскурсоводы даже водили к портрету туристов. 

«Летом, после выборов, была робкая попытка его закрасить. Там тогда рядом была инсталляция в виде урны для голосования, и такая красивая фотография получилась — выбирай не выбирай, искусство все равно победит. В итоге его тогда первый раз закрасили», — рассказал Лукьянов.

«Приравнено к вандализму»: как чиновники оставляют Петербург на обочине современного искусства
Prt Scr instagram.com / @zenitolet

Однако через неделю портрет Достоевского удалось отмыть. Новую попытку удалить граффити предприняли перед самым юбилеем писателя.

«Тогда он был полностью закрашен краской нелепого цвета. Мы как раз приехали из Москвы, где сделали большой серьезный проект с Михаилом Шемякиным в Московском музее Достоевского — инсталляцию "Сны Раскольникова". И был разговор с петербургским Музеем Достоевского о том, чтобы сделать коллаборацию и сделать что-нибудь согласованное», — поделился художник.

После этого создатели сделали портрет побольше. Продержался буквально пару дней, после чего его закрасили.

«Кто? Что? Зачем? Нет понимания. Чтобы защитить Хармса выстроилась очередь, а вот Достоевский после своего юбилея, видимо, уже не нужен. Ему отказано в пребывании в современном Петербурге», — высказался автор.

«Приравнено к вандализму»: как чиновники оставляют Петербург на обочине современного искусства
Prt Scr instagram.com / @i_love_piter

По словам художника, в отличие от Петербурга в Москве есть четко установленные регламенты. Уличное искусство можно согласовать. В Северной столице все искусство, по словам Лукьянова, приравнено к вандализму. Закон о легализации стрит-арта в Петербурге не согласован.

«Разговоров вокруг да около много, а по факту город в этом направлении не развивается. В Петербурге все искусство приравнено к вандализму, — рассказал Олег Лукьянов.Естественно. Это и нужно согласовывать, но нет регламента. И это просто боль для художника. Это боль для современного искусства. Петербург остается на его обочине, застывший в своем консерватизме. Почему бы не делать на фасадах новостроек арт-объекты мирового уровня? У нас есть художники, которые это могут делать».

Автор портрета Достоевского рассказал, что восстанавливать работу не будет. Если почитатели творчества писателя захотят, то смогут его отмыть. А сам он решил, как Бродский и Достоевский уехать из Петербурга, потому что здесь не место творчеству.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, что петербуржцы прочитали стихи в поддержку граффити с Хармсом. Советский писатель прожил в доме на улице Маяковского больше 15 лет.

Елена Тихановская
  • Редактор ленты новостей