Бизнес и горожане встали на защиту складов Кокоревых, которыми готов пожертвовать Смольный ради ВСМ

Смольный намерен «принести в жертву» дореволюционные склады Кокоревых на Лиговском проспекте ради возведения нового вокзала для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург. В настоящее время помещения находятся в статусе самостоятельных объектов недвижимости со множеством собственников.

Вопрос сноса исторического квартала на прошлой неделе вынесли на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, где градозащитники однозначно высказались против. Они уверены, что такая масштабная ликвидация исторических зданий, которую сейчас предполагает проект ВСМ, недопустима.

«Северное общество страхования и складов товаров с выдачею варрантов» учредили в Москве в 1872 году, инициатором создания и председателем правления общества был известный русский предприниматель Василий Кокорев. Позже склады появились в Петербурге и просуществовали до ноября 1918 года.

В 2001 году КГИОП включил комплекс сооружений в перечень объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, но в 2005 году его оттуда исключили, причина так и не названа.

Бизнес идет полным ходом

На сегодняшний день склады Кокоревых — не просто историческое место, находящееся в сердце Северной столицы и привлекающее внимание туристов, а креативное, модное и очень популярное пространство и у молодежи, и у людей старшего поколения.

Это уже не промышленная территория, огражденная забором, а общедоступная зона с множеством оригинальных заведений, нестандартных магазинчиков и стильных салонов красоты. Бизнес-центры сейчас процветают, и у арендаторов, судя по количеству посетителей, дела идут отлично. 

«Никто не хочет, чтобы нас здесь сносили. Это наше место рабочее, нас все знают, все любят, мы 12 лет на рынке. Все приходят в нашу столовую, поэтому не хочется, конечно. Само здание в хорошем состоянии, арендодатели нас финансируют постоянно для того, чтобы здесь было уютно и комфортно», — рассказала продавец Ольга.

Предприниматели и нанятые работники заявили, что такое место терять крайне жалко. Помимо того, что здесь высокая проходимость из-за многочисленных магазинов, салонов и офисов, внешний вид исторических домов заманивает в квартал туристов.

«Многие люди сюда приходят даже не ради покупок, а просто посмотреть достопримечательность. Для тех, кто здесь работает, тоже будет очень печально. Огромное количество бизнеса потеряет место», — рассказала Каролина.

«Предпринимателям потом будет сложнее арендовать помещение, да и люди привыкли здесь делать покупки. Жалко, конечно», — согласился с ней Константин.

Петербуржцы против сноса

А что об этом думают простые петербуржцы? Ведь одни в этих зданиях работают на протяжении многих лет, а другие приходят за различными услугами. Мобильный корреспондент побеседовал с горожанами и узнал их мнения.

«Я считаю, что это не очень хорошая идея. Я не знаю, что здесь было раньше, но то, что сейчас — мне очень нравится», — сказала горожанка Вера.

Амбассадор университета ИТМО по урбанистике Михаил Климовский рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что он также против сноса исторических зданий.

«Подчистую квартал сносить нельзя. Реновация этого квартала нужна, в том числе и с новыми вокзальными функциями. Есть множество примеров хорошо обыгранного краснокирпичного наследия с новыми функциями, например в Лондоне. Если бы удалось найти компромисс, чтобы какие-то исторические части этого места были в новом проекте, то это было бы интересно.

Если проект реализуют правильно, то это мог бы быть знаковый проект с точки зрения переосмысления данной территории», — прокомментировал эксперт.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что градозащитники также оказались против сноса исторических зданий. Руководитель движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров заявил, что сам проект по строительству ВСМ — плохая идея. Лидер общественного движения добавил, что если чиновники все-таки попробуютвоплотить идею по строительству терминала ВСМ в историческом центре Петербурга, то он с местными жителями выступит «с достаточно жесткими протестами».