Сценарии проведения досуга зимой мало чем отличаются от отдыха в любое другое время года. И зависят не только от финансовых возможностей, но и от настроя, склада характера отпускника и его семьи.
СЦЕНАРИЙ 1. ДАЧА
Камин, плед, кружащие в танце снежинки за окном, запах мандаринов и корицы. Многие петербуржцы видят свой идеальный отдых именно так. И стараются выезжать на дачи как можно чаще. А чтобы растрясти съеденные за новогодним столом «Оливье», «Шубу» и заливное с удовольствием изучают дачные окрестности.
Экотропы нынче для активных горожан — как новый вид искусства, повсюду. Облагороженные деревянными настилами и указателями тропинок заповедные места, где можно дышать полной грудью, «трогать глазами» красоты природы, радоваться, что до них рукой подать, и верить, что власть имущие продолжат ухаживать за модными объектами должным образом.
Взглянуть на скованную льдом плотину и заснеженную финскую ГЭС 1928 года постройки отправляйтесь в Петяярви (ныне Петровское, Ленинградской области). Поколения 35-50-летних петербуржцев помнят эти места по июньскому фестивалю «Тундик» и майскому Бельтайну. Тут ели чернику гроздями, спали в палатках, слушали музыку, танцевали... «Гряда Вярямянселькя» еще 10 лет назад напоминала легендарный Вудсток. Но нынче все изменилось, территория объявлена заказником и заметно облагорожена: кругом аккуратная разметка туристического маршрута, несколько стоянок с кострищами, информационные стенды сразу на нескольких языках.
Плотина и фотогеничная малая Сосновская ГЭС — часть экомаршрута «Тропа метелиляйненов» природного заказника «Гряда Вярямянселькя». Точнее, самый конец маршрута. Гряда — название всего заказника, а тропа — поэтичное название 11-километрового маршрута с приличным перепадом высот. Существует предание, что когда-то, еще до лапландцев и финнов, в этих местах жили великаны — метелиляйнены, или мунккилайнены. Но затем исчезли.
Кольцевой маршрут начинается практически от железнодорожной станции, официально считается велосипедным и проходит по грунтовым лесным дорогам. Великанов на нем не встречали, но летом на тропу часто выползают погреться гадюки.
Интересные объекты по пути:
- финская ГЭС 1928 года постройки,
- сосновый лес (возраст некоторых сосен достигает 120-170 лет),
- пороги на реке Волчьей.
Кстати, по речке Волчьей несколько веков проходила государственная граница. Ореховецкий мирный договор 1323 года поделил Карельский перешеек пополам между Новгородской республикой и королевством Швеция. Левый берег был шведским, а правый, тот, который ближе к станции, нашим.
На другом конце Петербурга точкой притяжения для зимних прогулок стал Невский лесопарк, расположенный на границе города и области. А в нем за могучей деревянной оградой, которую сложили из оград Лядинского и Спасского погостов Каргопольского уезда конца XVIII века, расположился этнопарк Усадьба «Богословка». Все строения экопарка — новодел, но воссозданный с исторической точностью.
Комплекс посвящен деревянному зодчеству Русского Севера.
На территории музея:
- Часовня Спаса Нерукотворного, деревня Кириллово-Каргопольского уезда, конец XVIII — начало XIX вв.
- Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии, XVII в.
- Дом купца Костина из дер. Верховье, Великая губа Заонежье, 1871 г.
- Двор с кузницей и каретным сараем XVII—XIX вв.
Заглавный Покровский собор часто путают с собором-близнецом в Кижах. Прототип этого был построен в 1708 году, как о том говорит надпись на иконостасе. По преданию проект церкви нарисовал сам Петр I. Изначально храм находился под Вытегрой, в селе Анхимово Олонецкой губернии (ныне Вологодская область). Сгинул в пожаре в 1963 году. Но по благословению патриарха Алексия II воссоздан в Ленинградской области на территории музейного комплекса по обмерам и проекту реконструкции академика Ополовникова в 2006 году.
Кстати, деревянная 25-главая церковь Вытегорского погоста на 6 лет старше известного на весь мир Преображенского храма о 22 главах в Кижах.
СЦЕНАРИЙ 2. ОДНОДНЕВНЫЕ ЭКСКУРСИИ И ПОЕЗДКИ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Короткие путешествия на комфортабельных туристических автобусах не дают ощутить холодок зимы. Напротив, доставляют удовольствие наблюдать окружающие красоты из окна, попивая ароматный чай или какао из термоса. А короткие, но насыщенные вылазки с экскурсоводом придадут лицу румянец и обеспечат пищу для ума. Вот только гидов советуем выбирать тщательно. Хороший гид — на вес золота. Он и актер, и режиссер своего тура, и даже продюсер. К сожалению, в период изоляции и сразу после нее все так или иначе занятые в индустрии люди кинулись составлять маршруты для внутреннего туризма, набирать группы как попало — чем больше, тем лучше — не задумываясь о психологической совместимости участников поездки.
О настоящем гиде обычно говорят, что он сам по себе достопримечательность: с легкостью цитирует газеты столетней давности, знает, где остановится, чтобы получились снимки из серии «Было, стало» или «Найди ракурс Прокудина-Горского». После второй или третьей поездки с таким гидом начинает во всю мощь работать «сарафанное радио» и путешественники становятся апологетами маршрутов, взахлеб рассказывая о приключениях друзьям и знакомым.
Если вам повезет найти такого гида, отправляйтесь с ним в Старую Ладогу, первую столицу Руси. Тем более, что крепость, музеи, сопки, памятники, церкви, монастырь, водопад, археологические раскопы, легенды о варягах и князе Рюрике, пещеры и видовые площадки — довольно широкий спектр того, что можно и нужно почерпнуть в этом уникальном историческом месте.
На Выборг уйдет уже два дня. Первый — средневековый. Второй — включит в себя великую эпоху северного модерна и функционализма в архитектуре. Не забудьте погреться заглянуть в центральную библиотеку, которую построил в довоенном городе гениальный Алваар Аалто.
И внимательно приглядитесь к мебели. Думаете, ИКЕА? Ничего подобного!
Аалто придумал этот дизайн кресел и табуреток еще в 1930-х. И запатентовал технологию сгибания древесины. Такая мебель до сих пор производится его дизайнерским бюро, где трудятся внуки и правнуки мастера. Но первые в мире круглые табуреты с тремя ножками появились именно в Выборгской городской библиотеке. ИКЕА после дизайн позаимствовала.
Тем, кто не боится холодных ветров и умеет одеться по погоде подойдут прогулки по побережью Финского залива, по «Русской Финляндии»: от Солнечного до Ушково.
Административно это район современного Петербурга, он недаром назван Курортным. Здесь, среди высоких сосен и песчаных дюн еще с императорских времен любили отдыхать дачники. Солнце здесь золотое. И земля тоже «золотая» — эдакая Рублевка по-петербургски. Поздней осенью и бесснежной зимой выглядит слегка помятой и поизносившейся, так ведь не высокий туристический сезон. К новогоднем каникулам эти места приобретут лоск усилиями хозяев загородных клубов, отелей и ресторанов.
Мало кто знает, что в окрестностях современного Зеленогорска можно найти и дом с привидениями, и домик хоббита, и даже дачу Фандорина.
Дом с привидениями, она же дача финского министра юстиции Эрнста-Отто Окессона, а позже Дом отдыха «Большевик» ныне заброшена, стоит на выезде в сторону Приморска. Современный адрес: Приморское шоссе, 597.
Эрнст-Отто слыл закоренелым холостяком, был членом-учредителем Морского курорта и казино на вилле «Лепони». На той самой вилле, где в 1912 году обосновалось Товарищество актеров, музыкантов, писателей и живописцев под руководством Мейерхольда («Териокский театр»). Впрочем, во второй половине 1930 годов Окессон сдал дачу в аренду. И вот тут-то в доме обосновалась финская радиоразведка. Да, да, самая настоящая станция прослушивания за гражданами Советского Союза. Упоминание о ней можно найти на страницах книги Кайно Туокко «На границе неспокойно».
Чудесный образец модерна — сказочный домик чем-то неуловимым напоминающий жилища хоббитов в Шире. Только стоит этот архитектурный шедевр у нас под Петербургом на Приморском шоссе, 570. Это дача Лумберга.
Архитектором Обуховского сталелитейного завода, карточной фабрики ВУИМ и Калинкинской больницы всего построил 10 зданий в Северной столице, включая свой собственный дом и дачу. Но тяготел к промышленной архитектуре и заводским корпусам.
Сейчас в домике — общежитие работников пансионата «Северная Ривьера». Он не блещет благоустройством, но территория вокруг ухоженная, порядок поддерживается.
На Приморском шоссе, 611 — еще один с виду непримечательный заброшенный дом в стиле «ложного фахверка». Не зная его истории — проедешь мимо и не заметишь. И лишь едва различимые под снегом остатки добротной каменной ограды вокруг дачи Дорна заставляют остановиться и приглядеться. В 2016 году этот домик внесли в список объектов культурного наследия регионального значения, но и только. А в 1898-м ей владел некто Дорн, фон-Дорн, заслуженный профессор петербургского университета по кафедре римского права. Фанаты творчества Акунина создали целое генеалогическое древо персонажа Фандорина, выводя его из рода фон-Дорнов. Простое созвучие фамилий, но какова интрига!
Владелец дачи в итоге покончил с собой в Риге, в доме для умалишенных, страдал манией преследования — прямо «Писатель и самоубийство» Акунина-Чхартишвили. Кроме того, реальный Дорн был сыном известного востоковеда, двое его сыновей участвовали в Русско-японской войне...
Казалось бы, после таких мистических совпадений с историей популярного отечественного персонажа, здесь бы устроить отель, или литературное кафе, или музей дачного быта Северной Ривьеры, а можно — и то, и другое, и третье сразу. И пригласить на открытие самого Акунина. Ведь дом уже приобрел славу «дачи Фандорина». Чем он хуже дома на Бейкер-стрит, где якобы жил Шерлок Холмс? Вот только в доме английского сыщика уже давно открыт музей, а усадьба в Ушково заброшена и скоро совсем развалится. Но пока этого не случилось, спешите видеть!