Среда, 05 октября 2022

9

Санкт-Петербург

Сотрудники «Метростроя» продолжат борьбу за зарплаты, несмотря на сокращение штата

Сотрудникам обанкротившегося ОАО «Метрострой» удалось вернуть почти все честно заработанные деньги. Однако это теперь может отразиться на и без того крайне медленных темпах строительства новых станций подземки, поскольку штат метростроевцев урезали более чем в два раза. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с рабочими.

С чего все начиналось

«Метрострой» в самом конце августа признали банкротом. В компании ввели конкурсное управление. Объем требований в реестре кредиторов превышает 6 млрд рублей.

Незадолго до этого Смольный принял решение не спасать компанию, а перевести в управляемое банкротство. Людей и технику решили передать новому предприятию — «Метрострой Северной столицы» (МССС).

МССС выкупил право требования долгов у крупнейших кредиторов предприятия и подал ходатайство о замене стороны в деле. Таким образом, он фактически возглавит процесс банкротства. Чиновники пообещали трудоустроить в МССС сотрудников «Метростроя». Туда же они хотят передать имущество должника, которое требуется для строительства подземки.

Однако у обанкротившейся структуры остались огромные долги по зарплате перед своими рабочими.

Три этапа борьбы

Бригадир проходчиков Ринат Галиев условно разделил борьбу метростроевцев за заработанные деньги на три этапа. Первым стал переходный период, когда сотрудники увольнялись из старого «Метростроя» и устраивались в МССС.

«В это самое время мы услышали слова от многих чиновников о том, что все будет хорошо, и мы не переживали. Один известный чиновник даже сказал: "Как комарик укусит, вы этого [перехода в МССС] даже не почувствуете"», — объяснил Галиев.

Потом начался второй этап, когда сотрудники обанкротившейся компании, будучи работниками МССС, трудились и ждали, когда перед ними закроют долги «Метростроя».

«Но что-то пошло не так. 11 октября мы были уволены, а 12 октября были приняты. И с 12 октября мы ждали и ждали, а деньги никак не приходили. Вскоре это откровенно надоело, люди стали злые — и на руководство, и на администрацию города. На все письма, которые мы отправляли в прокуратуру, Минтруд и так далее, мы получали отписки. Мы писали даже в аппарат президента», — добавил Ринат.

По словам машиниста подъемных машин Евгении Рохмановой, в период с 15 по 18 октября она с коллегами не получила зарплату за сентябрь. Рабочие забеспокоились и начали обсуждать эту неприятность в группе «ВКонтакте».

«20 октября мы из СМИ узнали, что ОАО "Метрострой" останавливает работы в связи с расторжением городом всех контрактов. Стало понятно, что нас "кинули" на деньги — так же, как и тех коллег, которые оказались в банкротном процессе еще три года назад», — уточнила Евгения.

Бригадир Галиев пояснил, что время уже подходило к концу ноября, и сотрудникам приходили какие-то поступления на банковскую карту.

«Условно перевели по 5 тыс. рублей два или три раза. Кому-то вообще ничего не перевели. Это напоминало подачки. На все вопросы, которые мы задавали, ответов мы не получали. Терпение лопнуло, и 29 ноября мы вышли к Смольному. По моим подсчетам, примерно 100 человек точно приехало. Кроме этого, приехало очень много журналистов различных изданий. Это помогло, как мне показалось, пошел процесс. Нам стали писать и звонить, увидели и услышали. В конце концов ко всему этому подключился комитет по развитию транспортной инфраструктуры», — отметил Ринат.

Письмо Путину и третий этап

По словам машиниста Рохмановой, она не могла терпеть, что ее и других сотрудников «держат за идиотов».

«Я разозлилась и 29 октября​ написала письмо Владимиру Владимировичу Путину, скинула его в группу, попросила коллег скопировать и отправить на электронный ресурс администрации президента. Процесс пошел.​ В середине ноября прошли собрания представителей МССС с метростроевцами на производственных участках. Выводы были сделаны также неутешительные: денег мы скоро, а может быть, и вообще не увидим. Тогда было принято решение подкорректировать "письмо Путину" и отправить его вице-премьеру правительства РФ Татьяне Голиковой, так это ее вотчина во всех смыслах, и наша проблема не должна пройти мимо нее.​ Мы с коллегами “закидали” электронный портал правительства. 23 ноября я написала обращение с просьбой осветить нашу проблему в более чем 40 петербургских интернет-изданий и федеральные источники. Коллеги со своей стороны обратились к известным им контактам СМИ», — объяснила Рохманова.

Она добавила, что коллеги писали также петербургскому губернатору, в Следственный комитет, прокуратуру, Трудовую инспекцию. Однако на первом этапе с сотрудниками встречались только представители МССС. Тем не менее, вскоре дело раскрутилось.

По словам бригадира Галиева, стали проходить какие-то собрания, создавались рабочие группы, где присутствовали представители прокуратуры и так далее. Это не могло не радовать. Люди стали работать, разработали дорожную карту.

«И на сегодняшний момент идет третий, последний этап — единицам, которые по каким-то причинам остались с незакрытыми долгами, все закрывают», — пояснил Ринат.

Есть старые долги

Несмотря на выплаты перед Новым годом, долгов по зарплате перед сотрудниками «Метростроя» еще много. Львиная доля приходится на еще более ранний период — 2018 и 2019 годы.

«Осталась незначительная часть (около 150 человек, возможно меньше) сотрудников, которые еще не получили всю сумму [за сентябрь и октябрь 2021 года]. Это​ ГСУ "Адмиралтейское", где я работала. Ждем начала работы банков после новогодних праздников», — объяснила машинист Рохманова.

По словам бригадира Галиева, за 2018-2019 годы должны очень многим людям.

«Допустим, в моем СМУ-10 числилось 230 человек, и всем им должны деньги. Все они уже уволены, многие работают где-то в другой сфере. Есть и такие, кто метро строит до сих пор», — пояснил он.

Рабочих стало в два раза меньше

Ринат Галиев отметил, что если возвращаться к долгам за 2018-2019 годы, то до того, как все стало плохо и начались банкротства СМУ, в них числилось порядка 7 тысяч сотрудников. Они трудились в номерных СМУ, различных АТП, на железобетонном заводе и так далее. Сейчас в МССС осталось чуть более 3 тысяч человек. То есть, штат «Метростроя» сократился более чем в два раза.

«Я сейчас являюсь работником МССС, мы трудимся на том же объекте, где и были — шахта станции метро "Казаковская" (она же "Юго-Западная"). Мы сейчас занимаемся конкретно строительством левого станционного тоннеля. Все в штатном режиме. Пока мы ушли на каникулы, но завтра уже начнется работа, будем продолжать строить», — пояснил Ринат.

Он добавил, что если рассматривать ситуацию с долгами в комплексе, то сотрудники «Метростроя» продолжат встречаться с представителями власти, продавливать этот вопрос. Обязанностью инициативной группы бригадир считает возвращение всех долгов. Рабочие консультируются с юристами, общаются с журналистами. 17 января они снова должны встретиться с представителями властей, и тогда будет новая информация.

Незадолго до этого НЕВСКИЕ НОВОСТИ подробно рассказали обо всех этапах банкротства ОАО «Метрострой» и создании новой компании для строительства подземки.