О трудной судьбе королевы наук: cеминар о математическом образовании в 239 лицее

02.04.2014 12:13 1345
Помните школьные годы? Как мы просиживали вечера над задачами по алгебре, ломали
семинар лицей 239 образование

Помните школьные годы? Как мы просиживали вечера над задачами по алгебре, ломали голову над тригонометрией, чахли над физикой? И, решая очередное логарифмическое уравнение, тщетно пытались понять, зачем нам это счастье и как оно может пригодиться во взрослой жизни. Почти никто из нас не считал математику интересной, а тем более захватывающей. Иными словами, почти никто не видел ее такой, какая она есть на самом деле.

27 марта в Президентском физико-математическом лицее №239 (ул. Кирочная, 8) состоялся семинар «Перспективы реализации концепции математического образования в Санкт-Петербурге. Информационные технологии в образовании». Основной его целью было выяснить, как сделать так, чтобы математика стала интересна школьникам.

«Сейчас не только школьники, но и некоторые учителя не понимают, зачем нужна математика, - рассказал Иван Ященко, член Совета по науке при Президенте РФ и заместитель председателя рабочей группы по разработке Концепции математического образования. -  Да, они могут взять логарифм, решить уравнение, но когда встретятся с задачей в реальной жизни, не смогут применить свои знания. Школьников просто натаскивают на теорию, без понимания. Делай раз, делай два, делай три - и больше ничего. В области развития таланта у нас, конечно, есть замечательные традиции, наметился рост числа талантливых ребят. Но массовых механизмов, которые бы обеспечили развитие таланта каждому ребенку, а не только тем, кому повезло со школой и педагогами, нет».

Новая математическая концепция видит решение этой проблемы в том, чтобы разделить преподавание математики на несколько уровней: «Общий», дающий долю математики, которая требуется в повседневной жизни и необходима для развития интеллекта, «Прикладной», предназначенный для будущих инженеров, технологов, экономистов и прочих профессий, которым предстоит применять математику в своей работе, и «Творческий» - уровень подготовки для будущих ученых и исследователей. Единый госэкзамен тоже должен измениться. Сейчас идет разработка проекта, в котором выпускники будут сдавать два разных экзамена, в зависимости от своих целей. Первый вариант - для тех, кто проходит общий курс математики, и второй - для тех, кто будет изучать ее в дальнейшем. Таким образом, оценка школьника будет зависеть не от общей нормы, а от того, какие задачи он перед собой ставит и какие знания ему требуются для их достижения.

Новые идеи предполагают новые способы подачи, а значит, и новые учебники. Заведующая редакцией математики издательства «Просвещение» Татьяна Бурмистрова рассказала, по каким пособиям будут учиться школьники. В большинстве своем это усовершенствованные редакции уже существующих учебников. Они более яркие, чем их предшественники, снабжены иллюстрациями и помимо прочего объясняют, как такие навыки, как извлечение кубических корней, могут пригодиться в повседневной жизни.

«Детям важна наглядность, - уверена Бурмистрова. - Если они занимаются геометрией, они должны видеть ее практическое применение. В постройке зданий, в проектировании площадей. То же самое с алгеброй. Им должно быть понятно не только как, но и для чего все это изучать. Так у школьников появится интерес к предмету, и, что важнее, они поймут, как выбирать решение для каждой задачи».

Особое внимание уделяется структурированию материала. В современном школьном курсе количество часов алгебры в неделю существенно сократилось, а требования к ученикам остались на прежнем уровне. В результате - перегруженная программа, оставляющая мало времени на осмысление пройденного. Чтобы исправить ситуацию, необходимо изменить порядок подачи материала так, чтобы оставалось время не только на восприятие нового, но и для закрепления знаний и навыков.

О практическом применении математики рассказал председатель городского методического объединения по робототехнике Сергей Филиппов. В лицее он преподает информатику и руководит кружком робототехники, в который принимают ребят начиная с пятого класса.

«Математика перестает быть абстрактной, когда ее можно потрогать, увидеть ее в действии. Занимаясь робототехникой, дети видят, как все это работает. У них есть стимул узнавать больше. И им это интересно, - рассказывает Филиппов - Наши восьмиклассники, которые хотели просто получить хорошую оценку по своему предмету, создали прекрасную Грету - робота, умеющего играть в ладушки. Они изучают физику, математику, информатику, для того, чтобы воплощать свои идеи. Если им не хватает собственной теоретической базы, они обращаются к старшеклассникам, и те помогают. Все время идет обмен информацией».

Результаты работы кружка гостям и докладчикам показали перед началом семинара. Помимо Греты, которая действительно профессионально, если можно так выразиться, играет в ладушки, здесь были очаровательный Глазастик, обладающий голосом и стремящийся пообщаться со всем, устройство для управления живым мадагаскарским тараканом (ни один таракан не пострадал), танцующий робот, механизм для сбивания сосулек и многое другое.  Все это было создано школьниками, с помощью и поддержкой преподавателей.

В пользу практики и наглядности высказалась и Анжела Андреева, заместитель декана факультета электроники СпбГЭТУ. Она рассказала о роли математики как инструмента современных научных исследований в средней школе на примере нанотехнологий. По ее словам, дети не могут не заинтересоваться возможностью написать свое имя на мельчайших предметах, таких, как тонкий волосок. Все мы помним историю знаменитого умельца Левши, и каждому захочется быть в чем-то на него похожим. А для этого нужно уметь пользоваться математикой и физикой.

Однако не все присутствующие оптимистически восприняли новую концепцию. Виталий Рыжик, один из авторов учебников по геометрии, отнесся к ней с большой долей сомнения.

«Меня несколько беспокоит ситуация, когда указ на разработку новых концепций в образовании исходит от людей, совсем не имеющих отношения к этой теме, не разбирающихся в ней. Я прочел всю концепцию целиком. И мне не понятно, каким образом будет осуществляться ее оценка, кто будет решать, достигнут ли результат», - заявил он.

Главным событием и приятным сюрпризом для всех присутствующих на семинаре стал запуск собственных массовых открытых онлайн курсов (МООС) 239 лицея. МООС - это система, позволяющая любому человеку в любой точке планеты пройти полноценное дистанционное обучение, со всеми сопутствующими аспектами, такими как четкие сроки сдачи промежуточных заданий и свободное общение между студентами и преподавателями. Курсы представляют собой лекции ведущих ВУЗов страны, выпущенные в удобной для восприятия форме. Такие платформы уже существуют в Великобритании, Германии, Бразилии, Австралии и США. В этом году совместно с просветительским проектом «Лекториум» в поток свободного образования влился и Президентский физмат лицей. Яков Сомов, руководитель «Лекториума», появился на семинаре с символической красной кнопкой, и после ее торжественного нажатия провозгласил открытие записи на курсы. «В один прекрасный момент я вдруг осознал, что все преподаватели, у которых я обучался, уже в преклонных годах, - пояснил Сомов. - И понял, что все их лекции останутся только в тетрадях, в виде конспектов. Может быть, будут еще несколько книг. Но это все. И у меня появилось желание сохранить эти лекции, чтобы и другие могли их прослушать и посмотреть, хоть через десять лет, хоть через пятьдесят. Но оказалось, что просто выложить видеозапись лекций - не достаточно. Нужно создать полноценный курс, чтобы людям было удобно, понятно, чтобы они могли совмещать это с практическими заданиями. И вот, мы этим занялись. И сегодня запускаем наш пилотный проект. Приходите, записывайтесь, оценивайте». 

семинар лицей 239 образование


















семинар лицей 239 образование



















семинар лицей 239 образованиесеминар лицей 239 образование Виталий Рыжик




























семинар лицей 239 образованиесеминар лицей 239 образование
семинар лицей 239 образованиеПратусевич Максим Яковлевич семинар лицей




























робот семинар образование



Новости партнеров: