«Философия кино» от Александра Секацкого (фоторепортаж)

07.04.2014 15:35 977
Чем занять приятный апрельский вечер? Одни предпочитают отдыхать после работы
Философия кино

Чем занять приятный апрельский вечер? Одни предпочитают отдыхать после работы дома, другие ходят в гости, выбирают любимый бар или просто гуляют по улицам нашего великолепного города. Нашлись и такие, кто предпочитает серьезные интеллектуальные развлечения, хотя, пожалуй, это и не развлечения вовсе. Так, на днях в творческом кластере «АРТМУЗА» (13-я линия Васильевского острова, 70) лекцию «Философия кино» прочитал выдающийся философ и публицист Александр Куприянович Секацкий.

Один из лидеров идеологической группы «петербургские фундаменталисты», Секацкий не раз участвовал в международных конференциях. Он является автором бесчисленного количества философских работ и публикаций. Его достижения можно перечислять довольно долго, но мы не станем этим заниматься, так как философ не приветствует популизм и всякого рода восхваления. Остановимся на его лекции, пестрящей самыми невероятными, но от этого еще более захватывающими мыслями. «Философию кино» можно определить как некий социальный проект на фоне неолиберальной экономики, как попытку углубиться в непостижимую риторику гуманизма. Сложно объяснить: непосвященным лекция могла показаться полным сумбуром. Это как экзистенциализм, который не является философским направлением: он по определению слишком индивидуален, но без него философия XX века не обрела бы своего лица; это что-то невероятное и в то же время понятное, вроде Микеланжело Антониони, спорящего с Жаном-Полем Сартром.

Александр Куприянович прибегнул к метафоре потустороннего мира. Люди, запечатленные на кинопленке, со временем отходят в мир иной, но продолжают присутствовать в нашем мире. Кинематографический материал накапливается, и в какой-то момент возникает ощущение, что мертвых становится больше, чем живых. В современном мире это ощущение усиливается тем, что образы ушедших от нас людей широко применяются в рекламных целях, для трансляции поведенческих моделей. Интернет и коммуникационные технологии дают возможность умершим занять едва ли не большее место, чем живым. 

Метафора того света только на первый взгляд кажется игрой философского разума, а аллегории тотального нашествия мертвецов и их оккупации мира живых – постмодернистским эпатажем. Человек живет в пространстве символического: он имеет дело не с окружающим миром, а с его образами. Поэтому по отношению к образам настоящего и живого образы прошлого и мертвого равноправны и столь же значимы.

Провоцирующий тон выступления Секацкого породил множество вопросов и комментариев, от дополняющих его философское построение до полемизирующих с ним. К примеру, девушка из заднего ряда спросила, какова роль режиссера в контакте с миром мертвых, осуществляемом при просмотре кино? Секацкий мгновенно продолжил метафору загробного мира и отвел режиссеру функцию машиниста или перевозчика на тот свет, шамана, связывающего потустороннесть и «посюстороннесть».

В скором времени мы опубликуем интервью, которое Александр Куприянович согласился дать НЕВСКИМ НОВОСТЯМ.
Секацкий философ
Фото: Андрей Крестников / НЕВСКИЕ НОВОСТИ















Секацкий философ














философия кино















Секацкий АРТМУЗА философия кино















Секацкий философ
















Секацкий философ















Секацкий АРТМУЗА философия кино





Новости партнеров: