Борис Эйфман: «Я человек моногамный – всю свою страсть я отдал балету»:

Борис Эйфман: «Я человек моногамный – всю свою страсть я отдал балету»Санкт-Петербург, 14 июля. В преддверии своего 70-летия художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, народный артист Борис Эйфман рассказал о далекоидущих творческих планах, страхах и надеждах, а также поделился своим пониманием роли искусства в современном нестабильном мире.

«Мягкая сила» искусства

Борис Эйфман работает уже более полувека. В творческом списке российского хореографа более 50 постановок. Эйфман – народный артист России, лауреат Государственной премии России, премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степеней, а также обладатель международных наград и титулов. Накануне своего юбилея Борис Яковлевич с некоторым веселым вызовом сообщил журналистам – да, я люблю получать награды!

«Правда, я всегда как ребенок радуюсь наградам. Мне нравится получать награды. Я вам объясню, почему. Не потому, что я такой тщеславный. Понимаете, за мной – театр, за мной – люди, признание моего творчества – это признание моего театра. Поймите, не мне дают, хотя пишут конкретно мне. Что я без театра? Что хореограф без артистов? Я буду сидеть и писать свои мысли на бумаге, а дальше что? Любая награда – это признание деятельности театра, его важности», - рассказал Борис Эйфман.

Деятельность театра балета под руководством Эйфмана признана и в России, и далеко за ее пределами. Им восхищаются ценители театрального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии. Всеобщее признание снискали работы «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Газета The New York Times написала про российского хореографа «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман». И хотя сам Борис Яковлевич не придает чрезмерного значения этим словам, он, тем не менее, видит в международном признании огромный плюс для России и международных отношений.

«Сегодня мы конкурируем не только в плане вооружения, в политических, экономических вопросах. Сегодня мы конкурируем – подчеркну, очень и очень успешно – в плане искусства, особенно музыкального искусства, балетного и оперного. Это те направления деятельности где мы практически вне конкуренции», - поделился своим видением роли искусства в современном мире маэстро. Он также добавил, что важно продвигать искусство, и роль гастролей в этом плане весьма важна. И дело совсем не ограничивается конкуренцией.

«Мы не рассматриваем гастрольную деятельность как зарабатывание денег, главная цель – представление нашего искусства в мире. Это такая «мягкая сила», влияние культуры на дипломатические отношения, на климат взаимоотношения между странами. Я думаю, это недооцененный фактор в сегодняшней жизни. Только сегодня мы начинаем понимать, насколько это важно, поскольку постигая искусство, ты понимаешь тот внутренний мир людей, - рассуждает Борис Эйфман. В мире, где процветает дезинформация и пропаганда, правильный ориентир может дать искусство. - Как можно дезинформацию заменить на информацию?  Только показав то чистое, откровенное искусство, насыщенное эмоциями и душой нашего российского искусства. Таким образом можно показать, что в России живут не настроенные на агрессию люди, а те, кто творит искусство. А творить искусство могут только люди, у которых есть большая душа и большое сердце».

Борис Эйфман: «Я человек моногамный – всю свою страсть я отдал балету»«Я человек моногамный, всю страсть я отдал балету»

У самого Бориса Эйфмана, очевидно, большие и душа, и сердце. При этом он признался, что не живет страстями и творит не благодаря эмоциям, подпитанным извне. Источник вдохновения – у него внутри. Сам хореограф называет его даром от бога.

«Есть художники, которым любовь и страсть, какие-то сексуальные романы очень помогают. Мне – нет. Я человек моногамный. Я всю свою страсть отдал балету. Все мои эмоции рождаются изнутри, мне не нужно внешних импульсов для вдохновения. В моей жизни очень мало было внешних факторов для вдохновения. Бог дал мне внутренний мир, который я в своей жизни реализую. Дал художественный дар создания своего пластического мира, своего космоса. Когда у меня получается – я ощущаю то необыкновенное чувство художника, ни с чем не сравнимое чувство творца. Творец, конечно, в мире один, но есть маленькие подмастерья, которые ощущают такую радость от того, что что-то ты в этой жизни можешь создать сам», - поделился Борис Эйфман.

Кадровый голод хореографа

Он был бы счастлив и в окружающих его людях видеть такое же вдохновение, подкрепленное целеустремленностью. Эти качества заставляют творческого человека идти к заведомо недостижимой цели: «Мне 70 лет, но я все время на пути. Есть горизонт, к которому ты идешь, но он все время удаляется. И этот путь к достижению недостижимого горизонта и есть жизнь творческого человека». Увы, но пока – по крайней мере если говорить о молодежи – маэстро не видит вокруг себя по-настоящему одержимых искусством людей. «Сегодня я пока не вижу практически никого рядом с собой, кто бы мог действительно, как говорил Станиславский, любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Сегодня я не вижу таких людей, кто готов полностью погрузиться в мир творчества, в мир созидания, в мир сочинения, мучиться, искать, экспериментировать, ежедневно работать. А без этого, к сожалению, невозможно», - рассказал Эйфман.

К слову, через прессу он обращается в мир – таланты, откликнитесь! Глядя в будущее, когда будет построен Дворец танца Бориса Эйфмана, хореограф тревожится о том, достанет ли хороших кадров? «Меня пугает кадровый голод в Петербурге, отсутствие специалистов, отсутствие людей, с которыми можно дела творить. Может быть, они есть, но я о них не знаю. Я даже думаю начать публично выступать и призывать – мы ищем таланты, мы ищем специалистов. Напишите – Эйфман ищет специалистов разных направлений, административных, творческих, всех направлений деятельности театрального искусства. Всех!» Дворец танца начнут строить этой осенью, завершить строительство планируют в 2018-му году.


Борис Эйфман: «Я человек моногамный – всю свою страсть я отдал балету»Всемирно известный хореограф отметит 70-летний юбилей 22 июля. К этой дате приурочена череда мероприятий. В том числе, 20 июля – Открытие выставки в особняке Ю.К.Добберт на Большой Пушкарской. Экспозиция охватывает почти 50-летний период творческой жизни хореографа. На ней будут представлены эскизы костюмов и декораций Театра балета Эйфмана, репетиционные фотоматериалы, афиши, личные вещ хореографа.

21 июля в фонде «Петербургская фотолетопись» состоится открытие фотовыставки Игоря Метельского «Балет Эйфмана. Что не видит зритель». Работы фотографа расскажут о закулисье и репетициях балета.

22 июля в Александринском театре будет презентован спектакль-концерт «Борис Эйфман. Юбилей». В программу войдут фрагменты из знаковых постановок Бориса Эйфмана, отражающие основные моменты его многолетней творческой эволюции. Зрители увидят сцены изз спектаклей «Анна Каренина», «Роден», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Этим концертом завершится большая летняя серия выступлений труппы Бориса Эйфмана в Александринском театре, стартовавшая во второй половине июня и приуроченная к 70-летию хореографа.

Юлия Медведева