Суббота , 4 декабря 2021

Общество

  • 17 ноября 2021 18:34
  • 241

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года

Евгений Богучарский
  • Корреспондент

Фото: Личный архив Олега Комиссарова  / 

Столица Поморья — столица «ПАЗиков»? НЕВСКИЕ НОВОСТИ проанализировали причины и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Пассажирские перевозки в Архангельске всегда были проблемной сферой. В далекие «нулевые» годы XXI века одним из ее слабых мест называли, к примеру, наличие трамвайно-троллейбусного хозяйства, целесообразность содержания которого находилась под большим вопросом. Проблему в итоге решили полным упразднением трамвайно-троллейбусной системы. Но лучше не стало.

Уже более десяти лет главная проблема перевозок — широкое использование на улицах Архангельска автобусов марки «ПАЗ» устаревшей конструкции, изначально предназначенных для обслуживания маршрутов на проселочных дорогах в сельских поселениях.

«Эти автобусы просты в обслуживании, на их содержание тратится меньше денег, они надежны и меньше страдают от того, что у нас на дорогах круглогодично творится»,  пояснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ представитель одной из городских компаний-перевозчиков.

Однако у старых моделей «ПАЗиков», как их называют горожане, очень тесные салоны и мало посадочных мест. Поэтому в час пик перемещаться в них не очень комфортно. В середине «десятых» годов некоторое время Архангельск называли «столицей ПАЗиков» — других автобусов на маршрутах просто не было.

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года
Личный архив Олега Комиссарова /

Кроме того, в городе царила неразбериха с расписанием автобусов и работой дублирующих друг друга маршрутов. Вследствие этого между водителями происходили конфликты, так называемые «гонки за пассажирами». После 22:00 автобусы просто переставали ходить до самого утра.  

С 2018 года руководство Архангельской области и областной столицы взяло курс на строгое регулирование сферы перевозок и постепенный отказ от использования «ПАЗиков» на улицах города. Одним из решений стало объединение ряда транспортных предприятий Архангельска и Северодвинска в единую структуру, что облегчило работу и взаимодействие с органами власти.

В 2018-2019 гг. новый перевозчик — ООО «Архтрансавто», использовал на ряде популярных маршрутов (№ 5, 6, 11, 54, 76) исключительно низкопольные автобусы, они начали ходить по расписанию до 23:00, а два года назад появился отдельный ночной маршрут. Некоторые подрядчики вывели на маршруты новые модели «ПАЗ» вариации «Вектор Некст». Их главная особенность — наличие в задней части большой площадки для стоящих пассажиров, откуда они могут подниматься в салон и занимать освобождающиеся места.

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года
Личный архив Олега Комиссарова /

Однако при этом с 1 июня 2018 года цена проезда повысилась с 21 рубля до 26 рублей, а с 23 августа 2019 года до 28 рублей. Директор «Архтрансавто» Николай Карягин уже тогда прямо говорил, что и этих сумм недостаточно для нормального функционирования и особенно увеличения количества доли низкопольных автобусов. Некоторые горожане также высказывали позицию, при которой готовы платить за проезд большие суммы, в случае, если система перевозок будет существенно улучшена.

Однако фактически этого так и не произошло. Не помогло даже появление в Архангельске низкопольных автобусов марки «ЛиАЗ-4292» средней вместимости, полученных благодаря соглашению о сотрудничестве правительств Архангельской области и Москвы.

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года
Пресс-служба администрации Архангельска /
Кроме того, низкопольные автобусы часто ломались на дорогах Архангельска. Это происходило как из-за сложных дорожных условий, так и недостаточной подготовки водителей. Уже в 2018-2019 гг. происходили сокращение числа рейсов и чрезмерная заполняемость даже просторных салонов автобусов.

Когда весной прошлого года до Архангельской области добрались ограничения в связи с пандемией коронавируса, транспортные предприятия потеряли часть дохода, о расширении автопарка и замене оставшихся «ПАЗиков»  речи уже не шло. Как, впрочем, и о росте цен на проезд, лишь в марте 2021 года их повысили на один рубль.

К лету 2021 года стало окончательно ясно, что транспортная система Архангельска нуждается в новой реформе. Власти города заказали ее аудит у пермского ООО «Агентство дорожной информации Радар».

«С этой компанией удалось познакомиться во время управленческих стажировок в Сколково. Они имеют обширный опыт составления рекомендаций для улучшения городской транспортной системы, было радостно, что именно “Радару” удалось выиграть открытый аукцион, ведь заявилось и несколько других участников, о качестве которых возникли серьезные сомнения», рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ глава Архангельска Дмитрий Морев.

Предварительные итоги исследования были подготовлены к середине ноября. Кроме того, в начале ноября стало известно, что в бюджете Архангельской области впервые предусмотрены дотации для поддержания работы муниципальных автобусных маршрутов. Все шло к тому, что в 2022 году в транспортной сфере Архангельска произойдут перемены.

Но планы запоздали. Этой осенью количество претензий к перевозчикам от населения выросло до такого уровня, что прошла серия проверок работы автобусов работниками региональной и муниципальной власти на территории всей Архангельской области. Выяснилось, что в Архангельске массово нарушаются условия контрактов. Автобусы ходят редко, поэтому в салонах скученность пассажиров предельна. И происходит это прямо во время массовых ковид-ограничений для предотвращения массовых сборищ людей.

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года
Невские Новости / Евгений Богучарский

В ответ консолидированные с 2018 года компании-перевозчики Архангельска и Северодвинска подготовили экономическое обоснование срочного повышения цены за проезд, так как из-за роста цен на горючее и расходные материалы выполнять контрактные обязательства становится невозможно.

«При защите тарифов расчетная величина зарплаты водителя составляла на 20 процентов меньше, чем по факту мы платим уже сегодня. В нашем объеме выручки зарплаты водителей и кондукторов вместе с налогами составляют 47 процентов.  Люди уходят, мы не можем обеспечить выход автобусов на линии в объеме, предусмотренном контрактом. У нас просто нет для этого достаточного количества экипажей»,  пояснил директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин. 

Позицию перевозчиков поддержало так же руководство городов, где они работают. В итоге заместитель председателя правительства Архангельской области Дмитрий Рожин поручил рассмотреть этот вопрос региональному минтрансу.

По словам пресс-секретаря министерства транспорта  Архангельской области Константина Мухина, в 2021 году повышения цен на проезд ждать не стоит.

«В данный момент региональное министерство транспорта ведет работу с поступившим к нам заявлением перевозчиков. Проверяются предоставленные факты из их обращения, проводятся профильные совещания. Предварительные итоги будут подведены в начале декабря. После проверки обоснованности заявления, в том числе, на уровне правительства Архангельской области, появится решение об увеличении цены на проезд, но ее обоснованность еще должны проверить агентство по тарифам и ценам», – отметил в беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Константин Мухин.

При этом по городу давно гуляют слухи, что все указанные мероприятия — аудит транспортной системы, возможное финансирование перевозок из областного бюджета, проверки транспортников — часть плана по приводу в город нового подрядчика. Кстати, некогда подобным же образом Архангельская агломерация начала работать с «Архтрансавто». Правда, достаточно сложно указать потенциального кандидата на роль нового надежного перевозчика.

Архангельск преодолеет кризис общественного транспорта не раньше 2022 года
ФБА «Экономика сегодня» / Александра Мельник

Есть вероятность, что в перспективе в Архангельской агломерации используют систему брутто-контрактов, предполагающих наличие посредника между пассажиром и любым перевозчиком — частным или муниципальным. Городской организатор перевозок выплачивает деньги за километры пробега общественного транспорта, а не за число перевезенных пассажиров.

О внедрении такой системы в 2021 году говорили в ряде российский регионов и ранее. Возможна ли эта схема в Поморье хотя бы на ряде маршрутов, станет понятно по итогам рассмотрения проекта областного бюджета на 2022 год, которое так же состоится в начале декабря.

Но речи о полном отказе от «ПАЗиков» в Архангельске, на что надеялись некоторые жители, ни при каких условиях не идет — на ряде маршрутов оптимально будет использовать именно их как из-за небольшого пассажиропотока, так и плохого качества дорожного покрытия.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что по Мурманску начали курсировать троллейбусы с изображением северного сияния.

Евгений Богучарский
  • Корреспондент
Поделиться статьей в соцсетях