Вторник , 18 января 2022

Общество

  • 25 ноября 2021 16:24
  • 148

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска

Евгений Богучарский
  • Корреспондент

Фото: Личный архив Олега Комиссарова  / 

Городские власти этим летом лишь обострили проблемную ситуацию и оказались в центре медийного скандала, который учинил популярный блогер.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска
Личный архив Олега Комиссарова /

На этой неделе в Архангельске широкое обсуждение получила история со штрафом, который ГИБДД выписала городской администрации. Дело в том, что летом 2021 года власти Архангельска перегородили въезды на верхнюю часть центральной набережной выкатные препятствия, чтобы автомобилисты не смогли туда проезжать.

Однако препятствия откатили на обочины и нарушение правил продолжилось. А заявление, после которого власти были оштрафованы, написал известный архангельский блогер Михаил Шишов, который уже несколько лет борется за полное прекращение автомобильного движения в этом районе.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ разбирались в проблеме центральной набережной Архангельска и попытались найти пути ее решения.

Главное украшение Архангельска

Так, без преувеличения, можно назвать центральную набережную Архангельска. Статус отдельной улицы от Северодвинского моста до Кузнечевского моста она получила в 1993 году. Дискуссия о закрытии касается участка от улицы Воскресенская до улицы Комсомольская.

Именно в этом районе города в погожие дни наблюдается максимальная пешеходная активность. Это обусловлено целым рядом факторов. Протяженная и обустроенная набережная с многочисленными достопримечательностями, историческими зданиями и видами на лесистые противоположные берега интересна сама по себе. Кроме того, в Архангельске просто нет сравнимой по площадям пешеходной территории.

При этом пространство очень неоднородное. Полноценная пешеходная зона, нижняя набережная без автомобилей есть на участке от Банковского переулка до улицы Логинова. Однако фактически людям не хватает даже ее — к воде еще надо спускаться, минуя верхнюю набережную, по которой допускается автомобильное движение, и при этом нет оборудованных пешеходных переходов. На нижней набережной неподходящее для велосипедистов, роллеров и бегунов покрытие, поэтому они массово используют верхний ярус. При этом обочины еще и служат местом парковки для архангелогородцев, работающих либо живущих в центре. Все это сильно затрудняет автомобильное движение.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска
Пресс-служба администрации Архангельска /

Соседство транспорта и пешеходов вызывает обоснованную тревогу у всех групп населения. На набережной не было резонансных ДТП, но это не мешает всем участникам движения опасливо коситься друг на друга и требовать от властей окончательного решения вопроса.

Точка зрения пешеходов

Власти стали обращать внимание на набережную с середины «десятых» годов, когда рост количества автомобилей у населения окончательно усугубил проблему. Еще в 2015 году по инициативе региональных властей в летний период начало действовать ограничение на автомобильное движение от улицы Свободы до улицы Логинова в будние дни с 18:00 до 23:00, а в выходные и полностью. Были выставлены и соответствующие знаки.

Однако с течением времени правила проезда по набережной постоянно менялись, некоторые водители, несмотря на запреты, все равно шли на нарушения. А с июня 2021 года согласно обновленным дорожным знакам движение с 18:00 до 23:00 запрещено только в выходные и праздничные дни, несмотря на рекомендации горадмина о летнем режиме езды.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска

В последние годы позицию пешеходов о полном избавлении набережной от автомобилей последовательно отстаивает архангельский блогер Михаил Шишов. Как сам архангелогородец рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, в 2016 году он побывал в Москве и увидел, как Крымскую набережную из четырехполосной магистрали превратили в благоустроенную пешеходную зону. Пример вдохновил Михаила предложить подобное в Архангельске.

«Я обращался с просьбой к предыдущему губернатору Игорю Орлову закрыть набережную для автомобилей, он давал поручение тогдашнему главе Архангельска Игорю Годзишу провести социологическое исследование на эту тему, но этого сделано не было»,  рассказал Михаил Шишов.

По словам блогера, ему удалось добиться урегулирования ситуации в районе площади Мира — нарушения автомобилистов там фиксируют камеры наружного наблюдения. Так же благодаря инициативе Шишова во время летнего закрытия верхней части набережной запрет больше не касается велосипедистов.

Городские власти попытались как-то урегулировать проблему движения летом, поставив на пути машин выкатные тумбы-клумбы с туями. Однако автомобилисты едва ли не в день помпезного открытия «ноу-хау» закатили тумбы на обочины и продолжили ездить по-старому. Когда блогер попытался вернуть тумбы обратно своими силами, сотрудники ГИБДД неожиданно сказали ему, что установка таких препятствий незаконна.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска
Пресс-служба администрации Архангельска /

Тогда блогер написал заявление в ГИБДД, указав на инициаторов установки тумб. Он подчеркнул, что департамент транспорта и строительства Архангельска халатно относится к своей работе и чиновники должен быть наказан, деньги же все равно уйдут в региональный бюджет и их можно будет потратить на благие нужды. В итоге на днях администрацию Архангельска обязали выплатить 300 тысяч рублей штрафа.

«У меня есть лишь одно желание — чтобы на набережной Северной Двины не было машин, а на верхней части люди могли заниматься активными видами спорта, и чтобы им никто не мешал, чтобы было место, где свободно можно было погулять без газов со свежем ветерком от реки. Разве я хочу чего-то плохого?»,  задается вопросом Михаил Шишов.

Такое заявление сделано на фоне негатива, который испытывают к идеям Шишова и его сторонников противники полного прекращения движения по набережной.

Точка зрения автомобилистов

Помимо пешеходов в Архангельске немало автолюбителей. Среди них есть и те, кто живут или работают в районе набережной. Полное закрытие хотя бы ее самого популярного пешеходного участка для движения приведет к сложностям уже для них.

Кроме того, стоит учитывать, что, несмотря на огромную популярность в мае – сентябре, с наступлением холодов и сокращением светового периода популярность набережной у пешеходов резко падает.

С другой стороны, автомобилисты сталкиваются с теми же проблемами нехватки жизненного пространства, что и пешеходы — помимо Троицкого проспекта быстро проехать центр города «насквозь» вдоль реки фактически можно только по набережной. А учитывая, что закон этого не запрещает, некоторые таким путем и пользуются.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска
Личный архив Олега Комиссарова / Олег Комиссаров/Сергей Пиганов

Как рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ представители общественного движения «Асфальт 29», с 2015 года мониторящие дорожные работы в Архангельской области, единого мнения по ситуации с набережной представить они не могут, так как это очень неоднородная общественная территория.

«Однозначно, что на всем протяжении нужна широкая пешеходная зона. Если от улицы Карла Либкнехта до улицы Логинова есть удобная нижняя набережная, то на оставшейся части до улицы Гагарина необходимо строить либо реконструировать пешеходную зону вдоль дороги. Хочу подчеркнуть, что веду речь не про тротуар, а именно зону намного шире обычного тротуара. Такую зону можно создать за счет сужения проезжей части, запрета парковки на всем протяжении набережной, а именно там, где нет карманов», рассказал активист «Асфальт 29» Роман Интовский.

Однако полное закрытие движения активисты в большинстве своем считают неприемлемым. Одно из предложений — оставить на набережной единственную полосу шириной 3,5 метра там, где для пешеходной зоны надо потеснить проезжую часть. Без заимствования проезжей части можно заузить проезжую часть до минимума двух полос, запретить парковку и ограничить скорость передвижения. И, конечно же, создать пешеходные переходы для безопасности гуляющих. Но есть много и других вариантов, отмечают общественники.

Соломоново решение

В одном сторонники и противники перекрытия набережной согласны — для окончательного урегулирования ситуации в этом районе потребуются масштабные преобразования. Об этом же говорил  известный урбанист и общественник Илья Варламов, несколько раз посещавший Архангельск.

Пешеходы и автомобилисты не могут поделить центральную набережную Архангельска
Личный архив Олега Комиссарова /

«Вся набережная прочно застряла в 90-х, и непонятно, ждут ли ее какие-либо изменения, а если и ждут, то с чего начинать. Дело в том, что улица довольно длинная (6,5 километра), и преобразовать все это пространство одновременно не получится. Видимо, нужно выбирать какие-то отрезки и целенаправленно их улучшать. Три четверти достопримечательностей города находятся здесь, но если набережная останется в таком состоянии, привлечь сюда туристов и горожан будет невозможно», — писал Варламов в 2015 году.

Однако ни значительных денежных средств, ни даже плана их освоения сейчас нет ни у городской, ни у региональной власти. На данный момент остается лишь констатировать, что недостаточный контроль своего же нововведения со стороны администрации Архангельска спровоцировал медийный скандал.

Как рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе горадмина, пока городскими властями не принято решение, будет ли оспариваться выписанный ГИБДД штраф. В любом случае, чиновники обещают действовать строго по букве закона.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о работах по созданию пешеходной зоны набережной в историческом центре Архангельска.

Евгений Богучарский
  • Корреспондент
Поделиться статьей в соцсетях