Пятница , 22 октября 2021

Главная / В стране

Арктику очистят от опасного ядерного наследия

Среди первоочередных задач — подъем атомной подводной лодки «К-159», затонувшей в горле Кольского залива и субмарины «К-27» с жидкометаллическим реактором.

Арктику очистят от опасного ядерного наследия
 / 

Проект по подъему затопленных в арктических морях ядерных и радиационно-опасных объектов разрабатывает Правительство России совместно с госкорпорацией «Росатом». Из 18 тыс. объектов, затопленных в советское время в Арктике, 17 тыс. уже привели в безопасное состояние. Их специально готовили к затоплению, заложив на глубине 30 метров, чтобы удобнее было поднимать, однако подобные захоронения 60-летней давности могут преподнести неприятные сюрпризы.

По оценке российских и международных экспертов, которые проводят обследования таких объектов, наибольшее опасение для навигации по Северному морскому пути и добычи углеводородов вызывают как раз затопленные атомные субмарины и отдельные отсеки, содержащие ядерное топливо.

Самая опасная — «К-159», затонувшая в 2003-м году при транспортировке из Гремихи на утилизацию, и «К-27», затопленная в Карском море. По словам руководителя управления международных программ и проектов в области радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива госкорпорации «Росатом» Анатолия Григорьева, правительство разрабатывает план их подъема, который, по прогнозам, может стоить 24,5 млрд рублей.

«Сложные проблемы малыми деньгами решатся не могут, поэтому то, что государство обратило на это внимание, положительно. Сейчас готовятся документы, чтобы определить корпорацию "Росатом" в качестве координатора-заказчика по этой теме», прокомментировал он.

Предполагается, что организацией, которая возьмет на себя основные задачи по решению проблемы накопленного экологического ущерба в северных широтах, будет мурманское предприятие «Атомфлот». Кроме того, подразделения Росатома продолжают решать проблемы ядерной безопасности и на суше. В губе Андреева Мурманской области проходит плановая выгрузка отработавшего ядерного топлива из блока сухого хранения, которое впоследствии отправляется для переработки на безопасные фракции на челябинский «Маяк». Как отметил директор отделения губы Андреева северо-западного центра по обращению с радиоактивными отходами компании «СевРАО» Александр Краснощеков, в этом году отправлен один эшелон с опасным грузом, проводится погрузка второй партии.

«Планы и графики мы составляем постепенно, корректируем их с учетом выполняемых работ. На данный момент уже отправлено порядка 40 % топлива из губы Андреева, и мы планируем к 2028 году работы полностью завершить», — отметил он.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что российско-норвежская комиссия обсудила онлайн ядерную и радиационную безопасность.

Рейтинг@Mail.ru