00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Газификация Мурманской области — стратегическая задача на перспективу

11:54 01.07.2021 (обновлено: 14:23 05.07.2021)
Над решением проблемы мазутозависимости власти работают не первый год и пока безуспешно. Тем временем суммы в счетах северян за тепло и горячую воду продолжают расти.
Газификация Мурманской области — стратегическая задача на перспективу

На сегодня 80% топлива для производства теплоэнергии в регионе составляет мазут. Долгое время газификацию связывали с освоением месторождений арктического шельфа. К примеру, Штокмановского газоконденсатного месторождения, разработку которого предполагалось в том числе использовать под газификацию Мурманской области. Сегодня проект в стадии глубокой технологической ревизии, а попросту отложен на неопределенный срок. Отчасти, по мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, члена Правления Ассоциации подрядчиков арктических проектов "Мурманшельф", руководителя экспертной группы "Арктика и освоение морских месторождений" Российского газового общества Алексея Фадеева, это связано с технологически сложными решения в разработке и обустройстве месторождения, но главная причина заморозки проекта – отсутствие рынка сбыта газа и газового конденсата.

«Месторождение планировалось разрабатывать в течение 50 лет, газ должен был поставляться на североамериканский рынок. Сланцевая революция внесла свои коррективы в планы разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. Но я уверен, что это уникальное месторождение найдет свое место в энергобалансе России», – добавил эксперт.

Как говорится «ждать у моря погоды» сегодня резона нет. Одна из альтернатив – добывать голубое топливо с ближайших к Кольскому полуострову месторождений «Мурманское» или «Северо-Кильдинское». Плюс продолжение строительства терминала регазификации сжиженного природного газа на западном берегу Кольского залива. Это как раз та идея, которая обсуждается совместно с НОВАТЭКом.

«Мурманское» и «Северо-Кильдинское» месторождения находятся примерно на одинаковом расстоянии от берега – чуть более 300 километров, «Мурманское» месторождение по глубине моря даже более предпочтительно: диапазон глубин варьируется от 70 до 120 метров. Соответственно проложить газопровод по дну Баренцева моря, и обеспечивать Мурманскую область газом вполне реально», – отметил Алексей Фадеев.

К слову, запасы свободного газа месторождения «Мурманское», по оценкам специалистов, составляет порядка 120 млрд кубометров газа. Значительный запас голубого топлива, позволит решить проблему газификации региона на долгие годы. Альтернативный вариант – строительство ветки газопровода от единой системы газоснабжения, существующей в России. Сегодня она из самых обсуждаемых. Расстояние от основной магистрали составит более тысячи километров, но очевидный плюс в том, что работы будут проводиться наземным способом. И опять же, вопрос упирается в инвестиционную привлекательность.

Газификация Мурманской области — стратегическая задача на перспективу

Как и любое коммерческое предприятие, «Газпром» пойдет на такие финансовые вложения расходы только в том случае, если будет выгода. По этой причине Мурманская область пока не входит в планы газификации. По словам руководителя экспертной группы "Арктика и освоение морских месторождений" Российского газового общества Алексея Фадеева, несмотря на высокую социальную ориентированность, компания «Газпром» исходит из соображений коммерческой эффективности, поэтому решение всех социально-экономических задач регионов вне может быть целиком возложено на компанию – это задача, прежде всего, государства.

«Текущее потребление газа на территории Мурманской области оценивается сегодня на уровне 5-ти млрд куб. м. в год. Согласно экспертным оценкам, потребление порядка 18-20 млрд куб. м. в год. - это тот порог, начиная с которого строительство газопровода для газификации может быть рентабельным для оператора его строительства и дальнейшей эксплуатации. Здесь очень важна роль государственно-частного подхода к решению данного вопроса, когда государство может взять на себя часть расходов на строительство газовой магистрали», – отмечает Алексей Фадеев.

Здесь, по мнению экспертов, как раз тот случай, когда необходимо сделать первый шаг навстречу. По этому пути пошла Норвегия, Канада и Великобритания. Для перезагрузки энергосистемы использовался государственно-частный подход, когда власти взяли на себя определенные обязательства по компенсации части расходов на газификацию. В случае Мурманской области, этот вопрос был пролоббирован губернатором Андреем Чибисом на уровне премьер министра Мишустина и министра промышленности и торговли Мантурова.

«Решение финансовое, честно скажу, еще не принято, но мы очень близки к цели, потому что активно работаем над тем, чтобы проект состоялся. Да, это дорогой проект – порядка 300 млрд рублей потребуется для того, чтобы протянуть газопровод», – отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Экономическую целесообразность газификации местные власти связывают с запуском сразу нескольких важных проектов - помимо строительства завода по переработке сжиженного природного газа, в области планируется начать разработку месторождения платиноидов Федорова тундра и Африкандского титанового месторождения. Поэтому, в активном сотрудничестве с промышленными гигантами «НОВАТЭК» и «Газпром» альтернативный способ газификации региона продолжает обсуждаться. Как отметил эксперт нефтегазовой отрасли России Алексей Фадеев, с переходом на газ, плата за коммунальные услуги в Мурманской области снизится на 20 процентов.

«Это как минимум, а для некоторых площадей, скажем, крупных предприятий, эта цифра может превышать и 20-процентный порог. И безусловный экономический стимул будет вполне осязаем», – добавил он.

Второй очень важный момент, который решен после строительства газопровода – доставка топлива. Сегодня мазут для котельных поставляется в регион по железной дороге. В некоторых случаях, это является причиной задержки партий, либо связан с периодическими скачками цен на транспортировку. Архаичная железная дорога будет исключена из логистической цепочки, что еще больше удешевит стоимость топлива.

«Сегодня все идет по Октябрьской железной дороги, имеющей одноколейные участки. Чтобы разъехаться поезда вынуждены пропускать друг друга на железнодорожных станциях. А теперь представьте, что будет с запуском крупных промышленных проектов на территории Мурманской области, которые потребуют создания инфраструктуры, завоза оборудования и стройматериалов», – по словам Алексея Фадеева все это может потенциально привести к значительному удорожанию транспортировки и даже к логистическому коллапсу.

Не стоит забывать и о том, что выпадет в случае газификации на долю ресурсников. Мазутные котельные потребуют глобальной модернизации, персонал переобучения работе с новым. Сегодня в ряде муниципалитетов такая работа уже ведется. В небольших населенных пунктах существуют газомазутные котельные, способные работать на двух видах топлива.  В дополнение к экономическим плюсам, газификация позволит решить экологические вопросы. В частности, существенно сократиться объем вредных выбросов в атмосферу, что очень актуально при наличии в Мурманской области сразу нескольких крупных горно-перерабатывающих предприятий.

В итоге, затраты на реконструкцию энергосистемы – станут фактически каплей в море по сравнению с теми выгодами, которые получит регион от газификации в целом. И это является стратегически важной государственной задачей. Безусловно, перевод на современные рельсы системы ЖКХ Мурманской области в части отопления, запуска важных нефтегазовых проектов, наращивание интенсивности транспортного судоходства по Северному морскому пути, потребует серьезных капиталовложений и времени. Но именно стратегический подход к этим вопросам, позволит полностью раскрыть арктический потенциал не только для региона, но и всей страны. 

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что для нужд нефтегазовой отрасли России построят новый ледокол.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: