00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

12:41 15.06.2021
Новый градоначальник рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, почему ему не нужна машина, как относится к урбанистике, где появятся новые детские сады и что поможет городу обрести новые смыслы.
Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

Уроженец Петрозаводска Владимир Любарский заступил на должность главы города 12 мая. Он одержал победу в конкурсе и стал одним из двух претендентов на пост нового главы Петрозаводска, его кандидатуру поддержало большинство депутатов. Руководить городом Любарский будет пять лет. 

Свою трудовую деятельность он начинал в органах внутренних дел Петрозаводска и МВД региона, позже служил в республиканском управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следующим шагом стала работа в Федеральной службе судебных приставов. С 5 апреля 2017 года Любарский занял пост заместителя главы Карелии.

Внимание к новому градоначальнику приковано пристальное. Его инновационные методы и творческий подход к работе не оставляют равнодушными ни жителей, ни журналистов.

— Вы как продвинутый градоначальник подаете хороший пример своим гражданам: катаетесь на самокате, участвуете в экологических акциях. Как появились эти увлечения?

— На самом деле здесь ничего нет сверхъестественного. Я просто принял решение, что буду ходить на работу пешком, самокат ведь появился не сразу. Когда я несколько дней проходил пешком, я увидел, что трачу время неэффективно. Если мне нужно 40 минут, чтобы добраться на работу, то на транспортном средстве я доберусь за 15. Разница очевидна. Велосипед не очень удобен для езды в деловом костюме, и я принял решение попробовать самокат. В результате я понял, что по служебным нуждам — до правительства, до Заксобрания, до знаковых мероприятий — я спокойно могу добраться на самокате. Как следствие — мне не нужна машина, не нужно жечь бензин и тратить трудовые ресурсы, то есть нанимать водителя. Кажется, мелочь, но за год — серьезная экономия. Поэтому тут сугубо прагматизм.

— Есть ли у вас в планах создание дополнительных велодорожек?

— Мысль такая, безусловно, есть. Однако к урбанистике я отношусь с осторожностью. Не стоит всех понуждать бросать автомобили или общественный транспорт и пересаживаться на велосипеды или самокаты. Если зайти с другой стороны — люди имеют право на такую возможность. Если не с точки зрения транспортного перемещения, то с точки зрения здорового образа жизни. В принципе, можно совмещать.

Такая инфраструктура должна быть, в планах у нас это есть. Мы частично, начиная с 2019 года, продвинулись в реализации этого направления. Я уже поставил заместителям задачу: если сейчас не хватает финансирования, и мы можем сделать лишь определенный сегмент, то уже должны понимать и согласовывать с общественностью, какие маршруты нужны городу в первую очередь.

СПРАВКА: Мэр карельской столицы Владимир Любарский присоединился к экологической акции по очистке от мусора карьера в Петрозаводске.

— Что касается экологических акций, я увлекался дайвингом. По большому счету, я принял участие в акции по очистке карьера как обычный горожанин. Единственное, что меня выделяло — я по должности градоначальник. Если бы я пришел в качестве себя самого, никто этого бы и не заметил.

Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

— Инвестиционная привлекательность территории – один из важнейших драйверов ее развития. Что вы делаете в этом направлении?

— Здесь я бы хотел отодвинуть себя на задний план. Работа становится сложной без согласования, поэтому важно разрабатывать инвестиционные программы в команде с правительством. Крупные проекты, которые приходят в город, требуют всестороннего подхода. Я не боюсь находиться на втором плане. Флагманом должно быть республиканское правительство, министерство экономики и другие ведомства. Мы должны быть помощниками. Представим ситуацию, что бизнесмен захотел построить технопарк. Именно от города зависит выделение участка, а налоги, субсидирование и другие затраты — компетенция регионального минэкономразвития.

Поэтому мы должны выступать в качестве подмастерья у Минэка, и я не вижу в этом ничего зазорного. Причем, я вижу серьезный потенциал у Петрозаводска: город стоит на пересечении путей, находится рядом с Санкт-Петербургом и Москвой, есть научный потенциал, рабочий класс и сила, в отличие от ряда регионов Карелии, откуда люди уехали.

Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

Коснемся темы туризма. Как вы хотите повысить привлекательность города? Какие проекты планируете разработать, чтобы увеличить турпоток?

— Запрос на путешествия по России огромен. При всей ностальгии по песчаным пляжам Турции, спрос на внутренний туризм просто громаден. Кто-то может сказать, что он искусственный и создан теми ограничениями, которые установила пандемия. Когда локдаун не оставил для россиян выбора, люди начали путешествовать внутри страны. Итог такой: они открыли для себя всю прелесть и недостаточную освоенность внутреннего туризма. Мы просто раньше внутрь себя не смотрели, а когда начали смотреть, то поняли, что потенциал то у нас огромный.

Люди и раньше ездили в Карелию, но сейчас их стало больше, и они заинтересованы приезжать еще и еще раз. И наша задача соответствующий запрос удовлетворить с помощью инфраструктуры: чтобы всем было удобно доехать, удобно разместиться и отдохнуть. Петрозаводск в этом плане несколько проседает. Мы с точки зрения всей республики свою привлекательность недореализовали. И над этим, безусловно, нужно работать.

— Как именно работать? С чего начинать?

Я родился в этом городе, вырос. Я помню многопалубные корабли, которые здесь швартовались. А сейчас большая часть судов проходит мимо. И это отчасти связано с состоянием причалов, с высокой платой за причаливание и с тем, что у нас недостаточно туристически привлекательных мест. Петрозаводску нужно что-то показывать и что-то предлагать. Какие-то истории могут быть созданы не то, чтобы искусственно, правильнее сказать намеренно. Но они же не под ногами лежат, их нужно генерировать. В этой ситуации нужно слышать людей.

СПРАВКА: Глава Петрозаводска Владимир Любарский провел со своими заместителями совещание на набережной Онежского озера. По мнению мэра, преображение набережной — это главный вопрос для городской администрации. В рамках выездного совещания чиновники фиксировали недочеты. Уже сейчас можно говорить о результатах работы: поставлены дополнительные контейнеры, отмыты знаки, провалы засыпаны, мусор убран.

— О каких, например, историях речь?

— Живой пример — набережная Онежского озера. У меня зашел разговор с заместителями, что ее нужно поддерживать в надлежащем состоянии, облагораживать, благоустраивать. У нас есть знаменитая уникальная открытая площадка спортивных тренажеров. Ее создал серьезный производитель, который работает не только в России, но и по всему миру. Предприятие в качестве благотворительности установило площадку, на ее открытие приезжал президент России Владимир Путин, смотрел, как все это реализуется для людей с ограниченными возможностями.

Рядом с этими тренажерами в земле стоят четыре огромных камня. Они мешают, и их, по идее, нужно вывезти, чтобы выровнять землю. А это нужно использовать тяжелую технику, тратить кучу сил. Я нашел местного камнереза, который делает из камней различные скульптуры, и спросил, можно ли с этим что-то сделать. Мы с ним вокруг прошлись, но пока к окончательному решению не пришли. Он пообещал подумать. Можно, например, цифры «1703» — годы основания Петрозаводска. Или можно руны вырезать. И это уже будет повод, чтобы люди подошли и сфотографировались. Казалось бы, мелочь, с одной стороны, с другой стороны — это интересная история, как «Чижик-Пыжик» в Петербурге. Пока он не появился, все проходили мимо. Сейчас же все считают долгом подойти. По большому счету, повторюсь, эту привлекательность можно генерировать самим.

— Подключая к этому бизнес-сообщество или своими силами?

— Общими силами. Кабинет у меня находится напротив озера. Сейчас вижу «Княжну Анастасию», четырехпалубный корабль. Это говорит о том, что корабли стали заходить. Но совсем нет малых судов. Я повторюсь, я здесь вырос, здесь была байдарочная станция, а сейчас нет ничего. Отдельные люди на сапбордах вышли, поплавали и вернулись обратно. Это говорит о серьезной нереализованности нашего потенциала. В этой сфере бизнес и нужно ориентировать. Есть вещи, мимо которых мы постоянно проходим и не замечаем. Я надеюсь, что через некоторое время появятся каяки и байдарки.

Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

— Перейдем к социальной сфере. В петрозаводском районе Кукковка начал работу новый детский сад «Акварельки». Вы планируете расширять количеств детских учреждений? Какие районы теоретически смогут рассчитывать на детсады в ближайшие несколько лет?

— Конечно, планирую. Потому что нас толкает к этому ситуация, связанная с приростом детского населения: во-первых, за счет естественного прироста, во-вторых, за счет миграции. Люди с районов переезжают в Петрозаводск. Есть процесс расселения из аварийных домов, есть процесс естественной миграции, поэтому на сегодняшний день мы фиксируем увеличение численности детей дошкольного возраста от 1 000 в год. И это толкает нас на то, чтобы мы усиленными темпами двигались в направлении строительства детских садов. Если не ошибаюсь, 4 000 мест в детских садах будет представлено уже в новом учебном году.

Что касается распределения, необходимо более равномерно обеспечивать районы города местами в детских садах. На Кукковке мы открыли 300 мест. В ближайшее время лицензируем деятельность на Ленинградской и на Облачном проезде. К сентябрю в район Древлянка завершится строительство детского сада. Проектная мощность — 300 мест. К 2022 году появится целый ряд новых проектов по строительству детских учреждений совершенно в разных районах Петрозаводска.

— А какие районы можете назвать проблемными по количеству дошкольных учреждений?

— Думаю, к таким можно отнести район Перевалка. Туда будем направлять свои усилия.

Заступая на должность, я на процедуре вступления говорил, что мы будем базироваться на «трех китах» — открытость, прозрачность и здравый смысл. И последний говорит о том, что мы не можем все детские сады сосредоточить в одном районе города.

— Многие гости и жители Петрозаводска переживают из-за состояния некоторых домов старого фонда. Как проходит аварийное расселение жителей?

— До прихода в регион действующего главы Республика Карелия отставала в расселении людей из аварийного жилья. Мы в этой ситуации смогли исправить эту историю. Сейчас Петрозаводск идет в том графике, который установлен минстроем республики, главой региона. И флагманом здесь с точки зрения расселения из аварийного жилья является именно министерство строительства.

С января 2017 года по сегодняшний день признали аварийными 665 домов, не считая предыдущие, которые подлежат к сносу.  Решать вопрос в рамках комплексной застройки — отдельная история, поскольку она связана не только со сносом, но и с инфраструктурой, сетями, большой работой со строителями, тепловиками, энергетиками. Такие планы у нас по двум районам — Зарека и Октябрьский. Однако это пока только планы, которые не вошли в конкретную стадию. То, что город порой испещрен пятнами старых домов — это, конечно, ненормально.

— Будете ли вы привлекать к восстановлению старого фонда молодых архитекторов?

— Будем приветствовать. Я только недавно в должности, на следующей неделе встречаюсь с нашим градостроительным советом. Обсудим насущные нужды, тенденции, которые отмечают специалисты. Я могу высказывать личное мнение, но между личным мнением градоначальника и принятием управленческого решения существует целый ряд ступеней процессуальных и процедурных. В этом мне помогут представители художественной комиссии и градостроительного совета.

Быть реалистом: что нужно знать о новом мэре Петрозаводска и его планах

— Раскройте, пожалуйста, свою главную мечту: что стало бы самым главным достижением, чего больше всего хотели бы добиться для города?

— Я помню Петрозаводск таким, каким он был. Это не значит, что за это время он только деградировал. Даже если выйти на Петрозаводский вокзал, раньше людям приходилось карабкаться по этим лестницам, а сейчас перила вровень, как в цивилизационном обществе, все отремонтировано, блестит, сверкает. Но. Хочется увидеть город снова зеленым, чистым, ухоженным, поскольку сейчас я вижу проблему с мусором. Пока это все, чего бы я хотел на данном этапе, не люблю быть мечтателем. Если не будет мусора, все будет чисто, меня это пока устроит, а дальше будем двигаться вперед.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: