Понедельник , 29 ноября 2021

Спорт

  • 24 августа 2021 18:51
  • 131

«Большой праздник»: основатель Кижской регаты рассказал об истории фестиваля

Фото: сзфоут.мвд.рф  /  Управление на транспорте МВД России по СЗФО

Когда, где и зачем создавалась Кижская регата, узнал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

За два десятка лет Кижская регата превратилась из камерного музейного праздника, организованного небольшой группой сотрудников-энтузиастов, в масштабный спортивно-этнографический фестиваль, география которого выходит за пределы Карелии и России. Тем не менее всех приезжающих на регату — и участников, и гостей — по-прежнему ждет атмосфера радостной встречи старых друзей и воссоединения большой дружной семьи. Корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ удалось узнать историю создания праздника.

Создание регаты — тема традиционного судостроения. Долгое время оттачивался опыт работы в яхт-клубе «Полярный Одиссей», также были переняты некоторые рабочие особенности у Европы. О создании масштабного фестиваля рассказал его основатель Юрий Наумов.

«Везде строятся лодки и везде поддерживают данное ремесло. 1999 г. — создание Кижской регаты. Это мероприятие собрало вокруг себя много творчески увлеченных людей, которые обладали опытом кораблестроительства. Благодаря поддержке и помощи клуба удалось создать праздник души. Работники музея поддерживали данную традицию. С каждым годом регата становилась популярнее, и уже к 2008 году был создан конкурс лодок. Соревновательный процесс начинается уже тогда, когда лодка приходит в Кижи», — рассказывает Наумов.

«Большой праздник»: Юрий Наумов рассказал историю создания Кижской регаты
сзфоут.мвд.рф / Управление на транспорте МВД России по СЗФО

В конце 40-х — начале 50-х годов учились кораблестроители, которые до сих пор трудятся и помогают создавать данное мероприятие. Профессионалы, которые делятся опытом, приезжали из Вологодской и Архангельской областей, Санкт-Петербурга, а также из Великих Лук. В самой регате участвовало свыше 30 лодок-кижанок, которые были сконструированы и построены новыми мастерами. Из них три деревянных суда пришли из Петрозаводска. В этом году в соревновании приняли участие 16 лодок.

Четыре лодки, участвовавшие в одной номинации, были из Петербурга, поселка Повенец, Кижской полости и Мурманска. В большой гонке, которая по инициативе местных жителей проводится традиционно уже третий раз, приняли участие девять лодок.

Есть такое суеверие, если собралось больше десяти лодок из разных областей — праздник удался. По статистике, ежегодно в гонках участвуют более 50 лодок. Идею Кижской регаты также поддержал губернатор Республики Карелия Артур Парфенчиков, подарив лодочный мотор. В стороне не остался и Ростуризм, министерство культуры, молодежная регата, а также граждане страны. Финансовая поддержка очень важна, особенно в этот сложный коронавирусный период. Работники острова отметили, что музею очень тяжело организовывать регату самостоятельно. Основной проблемой является финансирование. Из-за него сложно собрать призовой фонд для победителей.

«Когда проходит регата, чаще всего погода плохая. Все возраста в приоритете. Приезжают участники от 20 до 40 лет, они считаются самыми активными участниками. Историй запоминающихся много, как и интересных людей, одна из них участница преклонного возраста и ее внучка. Если говорить про историю, то стоит рассказать про мастера Тайто Малинена, который приезжал в музей, сделал лодку, также смог поучаствовать в конкурсе. После приезжал еще несколько раз. Когда ему исполнилось 75 лет, он привез своего товарища, который был моложе его на три года с Финляндии. Гостю все понравилось, и большое удовольствие житель Финляндии ощутил в судостроении. После этого пошло историческое начало клуба "Полярный Одиссей", а также Карелия стала заповедником традиционного деревянного судостроения, а в ПетрГУ после этого начали учить деревянному судостроению», — добавил Юрий Наумов.

«Большой праздник»: Юрий Наумов рассказал историю создания Кижской регаты
gov.karelia.ru / Официальный интернет-портал Республики Карелия

Победителями большой гонки в категории «Традиционные народные лодки» стала команда МЧС, прошедшая 15-километровую дистанцию вокруг острова Кижи на музейной сойме с четырьмя парами весел за 1 час 44 минуты.

Также победу одержали следующие участники:

— в категории «Современные лодки» победил экипаж каяка Илья Зайцев и Ростислав Мелентьев из деревни Оятевщина с результатом 1 час 35 минут, что является абсолютным рекордом за все время проведения гонки. Лучшее время основных гонок во всех категориях показала команда Плотницкого центра музея на чукотской байдаре (10 минут 26 секунд);

— в категории «Лодки-кижанки (одна пара весел)» победила Марина Ноженко (поселок Реставраторов);

— в категории «Лодки-кижанки (две пары весел)» победил экипаж Филиппа Олещука (деревня Сенная Губа);

— в категории «Лодки-кижанки (три пары весел)» первое место у команды Илоны Сюгияйнен (деревня Воробьи).

Эксклюзивное интервью корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ дала победительница в категории «Лодки-кижанки (одна пара весел)» Марина Ноженко.

«У Кижской регаты очень много традиций, но, несмотря на них, каждый раз участвую из-за волн, лодок и общей атмосферы. Сухопутные дороги открылись для нас только в 20-м веке. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Если вернуться к истокам, то скотину выводили на ненаселенные острова молодые девушки. Утром и вечером гризетка на веслах, чтобы доить и кормить животных. Это традиция. Девушки гребут в расшитых сарафанах с лентами в волосах. Все это однозначно переносит в прошлое.

По итогам регаты единственный женский экипаж появился благодаря им. Специалист по просветительской работе Юлия стала моей напарницей. Мы не эксперты лодочного спорта, но один раз на энтузиазме и атмосфере "нагребли" третье место. Это однозначно народный праздник, который подходит для любого человека. Можно грести на каяке, кижанке и прочих средствах передвижения. Лодка — основной транспорт. Три года подряд проходит большая гонка вокруг всего острова Кижи. Все какие-либо болевые моменты, травмы закрывались эмоциями.

Первое место в честной борьбе с мужчинами "Лодки-кижанки (одна пара весел)"!

Свою победу посвящаю отцу, капитану дальнего плавания. Нужно не бояться сложности, не бояться экспериментов и рисковать. С 15-19 человек начиналась регата. Лучше ехать со своей лодкой, получится дешевле, музей может помочь транспортировать лодку, а также нужно заранее записаться. Деревня Аякерщина. 700-800 м до Кижи по воде», рассказывает Марина.

«Большой праздник»: Юрий Наумов рассказал историю создания Кижской регаты
gov.karelia.ru / Официальный интернет-портал Республики Карелия
Во время Кижской регаты можно остановиться в одном из гостевых домов на острове. Вся информация прописана в группе во «ВКонтакте». Также можно организовать кемпинг на соседнем острове.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, как Преображенская церковь на острове Кижи порадует первой за 84 года службой.

Валя Кемпи
Валя Кемпи
  • Автор
Поделиться статьей в соцсетях