Суббота , 22 января 2022

Главная / Транспорт

Новгородцы возмущены летним скачком цен на проезд в общественном транспорте

Жителей областного центра не устраивает уровень транспортного обслуживания и цена вопроса.

автобус,Великий Новгород,общественный транспорт
Невские Новости  /  Антоний Киш

Если спросить жителей Великого Новгорода, как они охарактеризовали бы состояние общественного транспорта в городе, ответ можно сформулировать в двух словах — плохо и дорого. Автобусы взрываются, горят, попадают в ДТП, об этом регулярно пишут местные СМИ. В большинство троллейбусов Великого Новгорода страшно зайти — заплатка на заплатке, в полу дыры, в дверях сантиметровые щели. Летом в жару в этом даже есть свои плюсы: естественная вентиляция, так сказать. Но и платить за проезд приходится дороже. Подробнее — в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

В тесноте и обиде

Много нареканий от жителей поступает на то, что по «населенным» маршрутам отправляются короткие автобусы. Новгородцы вспомнили, что такое толкучка в часы пик, когда в транспорт люди набиваются, как селедки в бочку — голова к голове, хвост к хвосту. О социальной дистанции, предусмотренной ковидными ограничениями, думать не приходится, хорошо, если на пассажирах и кондукторе надеты маски.

Кондуктор — это отдельная история. Во-первых, они ходят по салону и собирают плату за проезд. Если автобус набит битком — протискиваются между пассажирами. Во-вторых, кондукторы обычно носят терминал оплаты и сумку для приема наличных. Транспортные эксперты и общественники много раз предлагали отказаться от кондуктора, закрепив терминал бесконтактной оплаты в салоне, у передней двери, но пока эта идея в жизнь особо не воплощена. В-третьих, у кондукторов в каждом автобусе или троллейбусе есть свое место, не предусмотренное нормативными актами, но обозначенное где вязаным ковриком, где газетой, где строгой надписью: «Место кондуктора!» Тех, кто смеет его захватить, кондукторы прогоняют. Их можно понять — целый день на ногах работать тяжело. Но можно понять и пассажиров, заплативших 27 рублей за проезд.

Общественный транспорт в Великом Новгороде: плохо и дорого
Невские Новости / Антоний Киш

Выйди вон из автобуса!

Сегодня в одном из популярных пабликов «ВКонтакте» новгородка жаловалась на то, что ее ребенка высадили из автобуса из-за сбоя терминала оплаты.

«Моя дочь ехала с 7 км Нехинского шоссе, на маршруте № 6, в школу. У кондуктора не срабатывал терминал оплаты, ребенка высадили из автобуса на трассе! Дочка растерялась и не смогла за себя постоять. Списание с карты произошло, есть скрин. Как еще до вас достучаться, чтобы детей не выставляли из автобусов?пишет Виктория Николаева. — Как родители, которые находятся в это время на работе, могут повлиять на ситуацию? Я стала звонить диспетчерам, но была практически послана „на высоких тонах“».

Женщина собирается писать жалобу, это справедливо. Изменения, внесенные в устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, вступившие в силу 7 марта этого года, прямо и недвусмысленно запрещают высаживать безбилетных несовершеннолетних пассажиров. Но кондукторы городских автобусов, судя по всему, не в курсе.

Новгородцы возмущены летним скачком цен на проезд в общественном транспорте
Prt Scr vk.com /

Плохо и дорого

Региональные власти, забрав полномочия по организации общественного транспорта в областном центре, не повышают цену на проезд уже третий год, но она и так весьма высока — 27 рублей при оплате наличными или картой, 25 рублей при оплате транспортной картой «Береста». Проездной билет в месяц для взрослых стоит 2 430 рублей, для школьников — 800 рублей, но только на время учебного года. На период летних каникул стоимость проездного ежегодно вырастает до 1 350 рублей. Эта сумма совершенно неподъемная для некоторых семей, особенно где детей двое или трое. 

Общественный транспорт в Великом Новгороде: плохо и дорого
Невские Новости / Антоний Киш

В одной из групп «ВКонтакте» новгородцы энергично обсуждают повышение цен на школьный проездной с 1 июня.

«Спасибо и низкий поклон нашей чудной администрации за повышение стоимости проезда для школьников! У нас с июня все школьники начинают работать или как? Был проездной 800 рублей, стал 1 350. В июне дети в пришкольных лагерях и активно ездят на общественном транспорте. „Молодцы“, нашли, на ком заработать!возмущается Марианна Родионова-Полякова. — Это же сколько ребенок должен проехать, чтоб окупился этот проездной?!»

Комментаторы подсчитали, что, покупая проездной для школьника, родители оплачивают 50 поездок. Остальное идет «бонусом». 

«Дважды в год, с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря, городские депутаты устанавливают доплату перевозчику за школьный проездной, это 550 рублей на человека. На школьных каникулах проезд не дотируется,объясняет корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ заместитель председателя думы Великого Новгорода Алексей Афанасьев. — Школьный проездной предназначен для проезда к школе, летом ребенок в школу не ходит».

Общественный транспорт в Великом Новгороде: плохо и дорого
Невские Новости / Антоний Киш

Депутаты неоднократно отклоняли предложение о введении бесплатного проезда для школьников. По подсчетам чиновников мэрии, для этого в городской казне придется изыскать 187 млн рублей в виде компенсации транспортникам.

Что касается общегородского проездного, то по цене 2 430 рублей его почти никто не покупает — цена неконкурентна. 

Ищем логику

Любая структура, и общественный транспорт здесь не исключение, должна иметь план развития. В Новгородской области он явно неординарный. Подвижной состав автобусного парка весьма разношерстен, тут и ЛиАЗ, и ПАЗ, и маленькие китайские Yutong. Кроме того, мэрия Москвы подарила Великому Новгороду 49 списанных автобусов марок МАЗ 107066 и «Волжанин» 6270. 

Общественный транспорт в Великом Новгороде: плохо и дорого
Невские Новости / Антоний Киш

Еще в июне 2018 года в городских автобусах ввели бесконтактную оплату банковскими и транспортными картами по терминалам. Но кондукторов от этого меньше не стало. О том, какие неудобства создает тактильное общение с кондуктором, особенно в час пик, сказано выше. Тем не менее кондукторы в транспорте — это еще и рабочие места. По сути, в автобусах Великого Новгорода работают две системы, которые дублируют друг друга. Это терминал и живой человек, основная функция которого — поднести его к карте оплаты. Или принять наличные, что случается все реже и реже. Транспортные эксперты давно предлагали, взяв на вооружение передовой опыт городов с развитой инфраструктурой, распустить штат кондукторов, а вместо него развивать сеть контролеров, продавать карты оплаты, уйти от наличных расчетов. Но пока эти идеи тонут в пустоте.  

Выход из ситуации 

Жители понимают, что автобусы возят их плохо и дорого. Многие скидываются и едут на работу на такси: за четверых пассажиров при среднем утреннем чеке в 120–130 рублей получается немногим дороже, чем на общественном транспорте. Горожане пересаживаются на велосипеды и электросамокаты, и это не просто дань моде, а желание уйти от чадящего и скрипящего тесного автобуса по 27 рублей за одну поездку. Но это не выход — рано или поздно вопрос общественного транспорта в Великом Новгороде все равно встанет плотно.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ направят запрос в областное правительство, чтобы прояснить ситуацию с ростом цен и дальнейшими планами региона по развитию транспортной инфраструктуры. 

Ранее мы сообщали, что День города в Великом Новгороде перенесен на осень