00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Прокуратура и ФАС проверят нецензурную рекламу в Череповце

22:02 27.07.2021 (обновлено: 20:16 28.07.2021)
Владельцы магазина «радостных товаров» считают, что реклама вполне удачна и не нарушает законов, но на всякий случай после звонка НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ переименовали аккаунты.
Прокуратура и ФАС проверят нецензурную рекламу в Череповце

Сегодня днем известный радиоведущий Сергей Стиллавин опубликовал в своем Instagram-аккаунте пост, в котором обращает внимание подписчиков на странную маркетинговую кампанию торговой точки сети креативных подарков и сладостей «Бубль Гум» в Череповце. В тексте рекламы явно просматривается нецензурное слово из шести букв, этимологически восходящее к бранному названию женских гениталий.

Если обратиться к лингвистике, то одно из лексических значений слова, используемого «креативными» предпринимателями в рекламе, — «фатальный исход, наихудшее из возможных окончаний события, очень крупные неприятности, вплоть до смерти». Наряду с этим значением отмечается еще и второе — «эмоционально окрашенное слово, конкретно ничего не обозначающее. Зависит от контекста. Наиболее часто — выражение досады, недовольства». Каким образом вышеуказанное слово может соотноситься с рекламой веселых товаров, представить сложно.

«Фото из Череповца: магазин игрушек в торговом центре "Северо-Западный". Что тут скажешь? Прикололся дизайнер, это одобрил собственник магазина, а владельцы ТЦ никакой проблемы здесь не увидели. Но ведь речь идет не просто о матерщине — в детство все наглее вторгается махровая взрослая жизнь, циничная и пошлая», — возмущается Сергей Стиллавин в аккаунте Instagram.

На картинке изображен мультипликационный персонаж в виде ламы, рассказывающий про разочарование и потерянные «бабки». Помимо матерного слова, в рекламе есть претензия на языковую игру, переходящая в плоскость визуала  «бабки» в значении денег и мелкие изображения бабушек, рассыпающиеся вместе с монетами. Но гнев известной медиаперсоны вызвали не бабушки, а нецензурное слово, используемое в общественном месте.

Известный ведущий славится своими патриархальными и консервативными взглядами и часто публикует контент на тему воспитания детей и семейных ценностей. При этом, публикуя пост, он был убежден в том, что «Бубль Гум» — магазин детских игрушек. И не удивительно — название местного магазина в Череповце одноименно федеральной торговой сети детских товаров. Каким образом стало возможным использовать название чужой торговой марки без франшизы, неизвестно.

Так или иначе, многие комментаторы поддержали Сергея Стиллавина в праведном гневе на тему того, что детей надо уберегать от неправомерного контента, тем более в общественных местах. Сами же владельцы торговой точки уверяют, что их магазин — для взрослых покупателей. Каким образом это спасает случайных юных посетителей крупного торгового центра от созерцания матерного слова в рекламе, предприниматели, видимо, не задумываются. 

Соосновательница магазинов «Бубль Гум» в Череповце Инга Колбасина даже успела ответить известному радиоведущему в посте, взывая к его чувству юмора. Конец комментария женщина снабдила рекомендацией лично посетить торговую точку, явно считая, что проблема преувеличена.

«Отличный пост, одно "но" — мы никогда себя не позиционировали магазином игрушек или детских товаров. На фоне мелькают игрушки, но это лишь 5-10 % нашего ассортимента, и мягкие игрушки это не означает, что их покупают только детям. Наша аудитория — 25-35 лет, люди, которые ищут эмоциональные и оригинальные подарки для своих друзей, коллег и родных, чтобы разбавить серые и унылые будни яркими эмоциями от наших товаров. Люди, которые за нестандартность и креативность. Я давно подписана на вас и ваш канал, знаю, что у вас отменное чувство юмора, и в нашем магазинчике вы бы точно прикупили парочку подарков для ваших друзей»,  пишет предпринимательница.

Попытка в одном комментарии выкрутиться и одновременно прорекламировать торговую точку пока осталась незамеченной ни Стиллавиным, ни его фолловерами. Если внимательно изучить ассортимент магазина, торгующего товарами также и онлайн, можно легко убедиться: злосчастный рекламный стенд — не единственный случай игры на грани фола для местных бизнесменов. Многочисленные отсылки к матерным словам, завуалированная брань, да и сами товары свидетельствуют о том, что владельцы бизнеса выбрали провокацию как способ привлечения клиентов. К примеру, на сайте можно купить энергетик с названием «Новичок». Подпись к товару гласит: «Энергетик, созданный лучшими российскими учеными, который уже многих успел покорить своим бодрящим эффектом. Будь энергичен и во всеоружии, чтобы дать мощный отпор недоброжелателям».

Прокуратура   и   ФАС   проверят   нецензурную   рекламу   в   Череповце

НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили узнать мнение владельцев магазина лично и позвонили по контактному номеру телефона, указанному в аккаунте торговой точки в социальной сети «ВКонтакте». На звонок ответила Инга Колбасина, сказав, что она «не владелица магазина, а его основательница» и передала трубку некоему Семену. Мы задали ему три ключевых вопроса: «Как давно рекламная конструкция установлена в магазине?», «Считает ли он этот маркетинговый ход удачным?» и «Почему название магазина совпадает с названием известной федеральной торговой марки?».

Ни на один из вопросов разъяренный собеседник не дал ответа. Зато он энергично выяснял, «матерится ли корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ», советовал культурно развиваться и писать заметки о ямах на череповецких дорогах. НЕВСКИЕ НОВОСТИ, разумеется, воспользуются подсказкой собеседника и не раз еще напишут про дороги города металлургов, но будет день — будет и пища. Интересно, что сразу после наших звонков представители магазина переименовали аккаунты и в Instagram и во «ВКонтакте», стоит отметить, что суммарная аудитория соцсетей бренда превышает 26 тыс. человек. Но интернет, как говорится, помнит все.

Прокуратура и ФАС проверят нецензурную рекламу в Череповце

Не найдя ответов на интересующие вопросы у администрации магазина, корреспондент издания обратился к экспертам. И тут стало понятно, что проблема с рекламой в торговом центре Череповца гораздо серьезней.

Юрист по вопросам защиты прав СМИ Екатерина Зубарь рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что в этом случае явно имеются признаки нарушения закона. Но, конечно, установление факта нарушения — прерогатива контролирующих органов.

«Часть 6 статьи 5 закона «О рекламе» гласит о том, что не допускается реклама с использованием бранных слов. Всем абсолютно понятно, что здесь подразумевал продавец. Если бы имела место игра слов, можно было бы еще засомневаться. Но контролирующие органы, как правило, не "ведутся" на такие уловки и штрафуют даже тех изготовителей рекламы, кто просто намекнул на ругательное слово. К примеру, если проводится аналогия этого слова со словом "песец"», — рассказала эксперт.

Попытка избежать ответственности, напечатав известное всем матерное слово на латинице, скорее всего, не спасет предпринимателей, поскольку в этом же законе прописано: в рекламе недопустимо использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Более того — похожего слова нет в других иностранных языках и совершенно очевидно, что это слово на русском языке, обозначенное графически необычным способом.

Прокуратура   и   ФАС   проверят   нецензурную   рекламу   в   Череповце

Не одобряют маркетинговых стратегий череповчан и коллеги-рекламщики. Директор по стратегическим коммуникациям агентства «ТомсОйер» Ярослав Катаев рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что главный кошмар любого бренда и рекламщика — равнодушие потребителей. Провокация в рекламе всегда вызывает эмоции, другой вопрос — позитивные они или негативные.

«В данном примере компания прибегла именно к провокации. Расчет, вероятно, следующий: на такую рекламу все обратят внимание. Кто-то поморщится и брезгливо отойдет в сторону, но будут и те, кто заинтересуется и заглянет в магазин. Видимо, под такую целевую аудиторию и заточен ассортимент. Другое дело, что провокация — не единственный инструмент привлечения внимания к бренду, и все можно было сделать этичнее и изящнее, не играя на не самых возвышенных чувствах иных потребителей», — поделился мнением эксперт.

Глубокое возмущение вызвала информация о нецензурной рекламе среди общественников. Глава межрегионального фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислав Антонов прокомментировал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что этот маркетинговый ход — серьезный повод для обращения в компетентные органы.

«Мы намерены подать заявления в прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу. За подобную вольность предпринимателю может грозить крупный штраф и приостановление деятельности. Я искренне не понимаю, что хотел сказать этой рекламой владелец магазина, очевидно, что у автора рекламы проблемы с чувством юмора и чувством меры. Возможно, им кажется, что это показатель креативности, но, на мой взгляд, это показатель деградации», — считает Ростислав Антонов.

Эксперт напомнил — действия череповецких бизнесменов попадают также и под статью о защите детей от информации, причиняющей им вред. Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до приостановления деятельности на 90 суток.

«Эх вы, серость, это же Бубль Гум!» — вероятно, именно  эту фразу из мультфильма вспоминают владельцы магазина каждый  раз, когда их   критикуют за неуместную рекламу. Использование нецензурной  брани, интегрированной в айдентику рекламных кампаний и товаров, предполагалось, как «конек» череповецких предпринимателей. Однако совершенно не исключено, что после проверки прокуратуры и ФАС им придется изменить медиаполитику.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что драка на выставке современного искусства на острове Кего стала неплохой рекламой молодым художникам.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: